Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.2)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная
общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего образования
(далее – НОО) обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) – это
образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ЗПР с учетом особенностей
их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО (вариант 7.2) адресована
обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже
возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных
функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности).
Вариант 7.2 предполагает, что
обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения с образованием сверстников, не имеющих ограничений
по возможностям здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки,
находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными
потребностями или в условиях общего образовательного потока.
Адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития МКОУ СОШ №2 с.п.Старый Черек разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования (далее – ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на основе Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с ЗПР, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15),
учебно-методического комплекта «Школа России» с учетом материально-технических,
кадровых и организационных ресурсов ОУ, а также образовательных потребностей и
запросов участников образовательного процесса.
АООП НОО обучающихся с ЗПР
определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательной деятельности при получении начального общего образования
обучающимися с ЗПР.
Структура адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития состоит из двух частей: обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений.
АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит
три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет
общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также
способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел
включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с
ЗПР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
НОО.
Содержательный раздел
определяет общее содержание НОО обучающихся с ЗПР и включает следующие
программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов:
программу формирования
универсальных учебных действий;
программу отдельных учебных
предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся с ЗПР;
программу формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает
учебный план НОО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области,
направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации
АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Цель реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) — обеспечение выполнения требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при
разработке и реализации ГБОУ Школа № 630 АООП НОО обучающихся с ЗПР
предусматривает решение следующих основных задач:
• достижение
планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учетом их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей;
• коррекция
нарушений развития и социальная адаптация с учетом особенностей
психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей обучающихся с
ЗПР;
• формирование общей
культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР
(нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и
социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся;
• создание
благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
•
обеспечение доступности получения начального общего образования;
• обеспечение
преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление
и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы,
организацию художественного творчества и др. с использованием системы студий и
кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),
проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• участие педагогических
работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
В основу разработки и реализации
АООП НОО обучающихся с ЗПР положены дифференцированный, деятельностный и
системный подходы.
Дифференцированный подход к
созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития.
Деятельностный подход строится
на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно - практической и учебной).
Системный подход в
образовании обучающихся ЗПР предполагает включение речи на всех этапах учебной
деятельности обучающихся.
Планируемые результаты
реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР обеспечивают связь между требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, образовательным процессом и системой оценки
результатов освоения АООП НОО, уточняя и конкретизируя общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной
программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики
обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки; являются
содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных
предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества
освоения обучающимися АООП НОО.
Освоение АООП НОО обеспечивает
достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных,
метапредметных и предметных, которые соответствуют ФГОС НОО.
Система планируемых результатов
даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными,
личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику
содержания того или иного предмета - овладеют обучающиеся в ходе
образовательной деятельности. В системе
планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный
характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
Планируемые
результаты освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ дополняются результатами
освоения Программы коррекционно-развивающей работы.
Общий
подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения
АООП НОО (вариант 7.2) сохраняется в его традиционном виде. При этом обучающийся
с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной
итоговой аттестации в иных формах, что требует внесения изменений в их
процедуру в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с
ЗПР и связанными с ними объективными трудностями.