Образовательная программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС и ФОП ДО
Описание образовательной программы
Образовательная
программа дошкольного образования МКОУ
СОШ№2 с.п. Старый Черек определяет содержание и организацию образовательного
процесса для детей в возрасте от 3 до 7 лет и направлена на разностороннее
развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально- культурных традиций.
Образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с:
·
Порядком разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от
30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2
ноября 2022 г., регистрационный № 70809);
·
Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации №1028 от 25.11.2022 года);
·
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155(с изм. и доп., от 21.01.2019 года, от
08.11.2022 года).
4.1.
Информация о возрастных и иных категориях детей, на которых ориентирована программа.
В
дошкольном блоке МКОУ СОШ№2 функционирует 4 группы общеразвивающей направленности
от 3 до 7 лет, укомплектованных по возрастному принципу: 2 младшая группа (с 3 до 4 лет), средняя группа (с 4 до 5
лет), старшая группа (с 5 до 6 лет), подготовительная группа (с 6 до 7 лет).
Программа
ориентирована на детей дошкольного возраста в возрасте от 3 до 7
(8) лет, в том числе одарённым
детям и детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем
основным направлениям Программа, обеспечивает достижение воспитанниками
готовности к школьному обучению. Для
детей – инвалидов и детей с ОВЗ.
- Обеспечение индивидуального подхода к каждому
воспитаннику с ОВЗ;
- консультирование
родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка
в семье.
Для одарённых детей.
-
Обеспечение индивидуального подхода к каждому одарённому ребёнку с
учетом рекомендаций специалистов (воспитателя, музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре, педагога-психолога);
-
консультирование родителей
(законных представителей) одарённых детей по вопросам воспитания ребенка в
семье.
*Возрастные особенности развития детей и
задачи развития для каждого возрастного периода Программы совпадают с
Федеральной образовательной программой дошкольного образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
25 ноября 2022 г. N 1028 (п.15.1-15.3).
Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения педагогического процесса. Программа состоит из двух взаимодополняющих частей:
·
обязательной части – не менее 60%;
·
части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40%.
Программа включает 3 основных раздела:
целевой, содержательный,
организационный в каждом из которых
отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений и один дополнительный, где дается краткая презентация Программы.
Целевой
раздел включает в себя пояснительную
записку, планируемые результаты освоения программы и педагогическую диагностику
детей. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на
этапе завершения уровня дошкольного образования.
Содержательный
раздел представляет общее содержание
Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Программа
состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений (вариативная часть). Обязательная часть Программы отражает
комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных
областях:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
1) Используемые программы
-
Обязательная часть Программы
построена на содержании Федеральной образовательной программы дошкольного
образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
В
части Программы, формируемой участниками
образовательных отношений представлены следующие парциальные
программы/технологии:
Направление развития: «Познавательное развитие»
Наименование парциальной программы: «Экономическое
воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет: Шатова А.Д., Аксенова Ю.А.,
Кориллов И.Л: М.: 2018г.
Краткая характеристика программы: Цель
Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь,
способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного
возраста. Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных
между собой задачами
и содержанием: «Труд - продукт
(товар)»,
«Деньги, цена (стоимость)»,
«Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту»
Направление развития: «Речевое развитие»
- Р.М. Ацканова «Анэбзэ»
- 2 части, Нальчик, Эльбрус2004 г.
Краткая характеристика программы: Данная программа является основной для обучения кабардинскому языку в дошкольных образовательных учреждениях. Программа включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география региона и т. п.) и учитывает национальные традиции, своеобразие, менталитет народа, проживающего на данной территории; идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в воспитании подрастающего поколения.
Данные
пособия способствуют сохранению адыгской культуры. Содержание программы
максимально приближено к местным и региональным условиям жизни и является
основой для дальнейшего овладения
языками других народов,
глубокого понимания и уважения
других культур. Изучение народной педагогической культуры позволяет выявить актуальный ее компонент, который
может использоваться в современной учебно- воспитательной практике. Этнокультурный компонент органически встроенный в содержание программы позволяет соотнести
процесс обучения с этнопсихическими особенностями детей, создает благоприятные условия для развития у детей познавательных процессов восприятия,
памяти, мышления.
Парциальной программы «Обучение
грамоте детей дошкольного возраста» под редакцией Н.В. Нищевой. Данная
парциальная образовательная программа направлена на развитие детей дошкольного
возраста в образовательной области «Речевое развитие», учитывает
образовательные потребности, интересы и мотивы дошкольников и членов их семей. Цель программы: обучение грамоте детей
4-7 лет;
подготовка
дошкольников к обучению в школе, знакомство с буквами, как знаками записи
известных им звуков речевое развитие детей через систему игровых заданий и упражнений
со звуками, словами, текстами на всех этапах обучения ребенка.
Выбор
данных направлений для части, формируемой участниками образовательных
отношений, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива.
4.3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями
обучающихся дошкольного возраста являются:
Ø обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов;
Ø обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в
условиях ДОО и семьи;
Ø повышение воспитательного потенциала семьи (п.26.2
ФОП ДО).
Основные задачи:
Ø информирование
родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО,
общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах
господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе, реализуемой в ДОО;
Ø просвещение
родителей (законных представителей), повышение их правовой,
психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления
здоровья, развития и образования детей;
Ø способствование
развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы
благополучия семьи;
Ø построение
взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с
родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста для решения образовательных задач;
Ø вовлечение родителей
(законных представителей) в образовательный процесс.
Принципы построения взаимодействия с родителями (законными представителями):
Ø приоритет
семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с Законом об
образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть
преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;
Ø открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;
Ø взаимное
доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и
родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо
придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой
на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно
этично и разумно использовать полученную
информацию как со стороны педагогов, так
и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
Ø индивидуально-дифференцированный
подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности
семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в
отношении образования ребенка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей
(законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
Ø возрастосообразность:
при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать
особенности и характер отношений ребенка с родителями (законными
представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей
младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями
развития детей. Направления
деятельности педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с
родителями (законными представителями) обучающихся.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению
взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется по нескольким направлениям:
Ø диагностико-аналитическое
направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, ее
запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; об уровне
психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а
также планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач;
Ø просветительское
направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по
вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов
обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной
информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО
образовательной программы; условиях пребывания ребенка в группе ДОО; содержании
и методах образовательной работы с детьми;
Ø консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам
их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания
и обучения детей, в том числе с ООП в
условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом;
возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и
построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего
и дошкольного возрастов; способам организации и
участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому. Основные
формы работы с семьей:
·
общие родительские собрания;
·
групповые родительские собрания;
·
индивидуальные и групповые консультации;
·
анкетирование;
·
оформление информационных стендов;
·
организация выставок совместного творчества;
·
приглашение родителей воспитанников на детские концерты
и праздники.
Воспитание детей отражено в рабочей программе воспитания, которая является компонентом образовательной программы дошкольного образования МКДОУ №1 и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Организационный
раздел содержит описание материально
технического обеспечения Программы, перечень художественной литературы,
музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, а также
особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности
организации предметно-пространственной среды.
Дополнительный раздел
представляет собой краткую
презентацию программы.