Краткая презентация Программы
Образовательная программа дошкольного образования МКОУ СОШ№2 с.п. Старый
Черек определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей в
возрасте от 3 до 7 лет и направлена на разностороннее развитие ребенка в период
дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций.
Образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с:
Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных
программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809);
Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации №1028 от 25.11.2022 года);
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155(с изм. и доп., от 21.01.2019 года, от 08.11.2022
года).
4.1. Информация о возрастных и иных категориях детей, на которых
ориентирована программа.
В дошкольном блоке МКОУ СОШ№2 функционирует 4 группы общеразвивающей
направленности от 3 до 7 лет, укомплектованных по возрастному принципу: 2 младшая
группа (с 3 до 4 лет), средняя группа (с 4 до 5 лет), старшая группа (с 5 до 6 лет),
подготовительная группа (с 6 до 7 лет).
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста в возрасте от 3 до 7 (8) лет,
в том числе одарённым детям и детям с ограниченными возможностями здоровья, с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем основным направлениям
Программа, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному
обучению. Для детей – инвалидов и детей с ОВЗ.
- Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ;
- консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам
воспитания ребенка в семье.
Для одарённых детей.
- Обеспечение индивидуального подхода к каждому одарённому ребёнку с учетом
рекомендаций специалистов (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по
физической культуре, педагога-психолога);
- консультирование родителей (законных представителей) одарённых детей по вопросам
воспитания ребенка в семье.
*Возрастные особенности развития детей и задачи развития для каждого возрастного
периода Программы совпадают с Федеральной образовательной программой дошкольного
образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 25 ноября 2022 г. N 1028 (п.15.1-15.3).
Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и
возможностями образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом
принципе
построения
педагогического
процесса.
Программа состоит из двух взаимодополняющих частей:
обязательной части – не менее 60%;
части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40%.
Программа включает 3 основных раздела: целевой, содержательный, организационный в
каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений и один дополнительный, где дается краткая презентация
Программы.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты
освоения программы и педагогическую диагностику детей. Результаты освоения
образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного
образования.
Содержательный
раздел
представляет
общее
содержание
Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Программа состоит из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений
(вариативная часть). Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода,
обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
1) Используемые программы
- Обязательная часть Программы построена на содержании Федеральной
образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
представлены следующие парциальные программы/технологии:
Направление развития: «Познавательное развитие»
Наименование парциальной программы: «Экономическое воспитание дошкольников:
формирование предпосылок финансовой грамотности. Парциальная образовательная
программа дошкольного образования для детей 5–7 лет: Шатова А.Д., Аксенова Ю.А.,
Кориллов И.Л: М.: 2018г.
Краткая характеристика программы: Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет
войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ
финансовой грамотности у детей данного возраста. Программа состоит из четырех блоков
(разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд - продукт (товар)»,
«Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки и
привычки в быту»
Направление развития: «Речевое развитие»
- Р.М. Ацканова «Анэбзэ» - 2 части, Нальчик, Эльбрус2004 г.
Краткая характеристика программы: Данная программа является основной для
обучения кабардинскому языку в дошкольных образовательных учреждениях. Программа
включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и
региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география
региона и т. п.) и учитывает национальные традиции, своеобразие, менталитет народа,
проживающего на данной территории; идеи развития национальной культуры, опыт
народной педагогики в воспитании подрастающего поколения.
Данные пособия способствуют сохранению адыгской культуры. Содержание программы
максимально приближено к местным и региональным условиям жизни и является основой
для дальнейшего овладения языками других народов, глубокого понимания и уважения
других культур. Изучение народной педагогической культуры позволяет выявить
актуальный ее компонент, который может использоваться в современной учебновоспитательной практике. Этнокультурный компонент органически встроенный в
содержание программы позволяет соотнести процесс обучения с этнопсихическими
особенностями детей, создает благоприятные условия для развития у детей
познавательных процессов восприятия, памяти, мышления.
Парциальной программы «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» под
редакцией Н.В. Нищевой. Данная парциальная образовательная программа направлена на
развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие»,
учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы дошкольников и членов их
семей. Цель программы: обучение грамоте детей 4-7 лет;
подготовка дошкольников к обучению в школе, знакомство с буквами, как знаками
записи известных им звуков речевое развитие детей через систему игровых заданий и
упражнений со звуками, словами, текстами на всех этапах обучения ребенка.
Выбор данных направлений для части, формируемой участниками образовательных
отношений, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива.
4.3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся
дошкольного возраста являются:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления
здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и
семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи (п.26.2 ФОП ДО).
Основные задачи:
информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно
целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах
господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной
программе, реализуемой в ДОО;
просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,
психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья,
развития и образования детей;
способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой
основы благополучия семьи;
построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских
отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста для решения образовательных задач;
вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Принципы построения взаимодействия с родителями (законными представителями):
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с Законом
об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть
преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;
открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна
актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из
родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО
между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен
информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и
родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо
придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на
общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и
разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны
родителей (законных представителей) в интересах детей;
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии
необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей
(законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и
ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных
представителей) в совместное решение образовательных задач;
возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо
учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями (законными
представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и
раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Направления деятельности педагогического коллектива ДОО по построению
взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с
родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким
направлениям:
диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о
семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития
ребенка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных
представителей); а также планирование работы с семьей с учетом результатов
проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического
развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных
методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной
информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о
мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об
особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания
ребенка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
особенностей поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом;
возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного
взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам
организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Основные формы работы с семьей:
общие родительские собрания;
групповые родительские собрания;
индивидуальные и групповые консультации;
анкетирование;
оформление информационных стендов;
организация выставок совместного творчества;
приглашение родителей воспитанников на детские концерты и праздники.
Воспитание детей отражено в рабочей программе воспитания, которая является
компонентом образовательной программы дошкольного образования МКДОУ №1 и
призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать
воспитательный потенциал совместной деятельности.
Организационный раздел содержит описание материально технического обеспечения
Программы, перечень художественной литературы, музыкальных произведений,
произведений изобразительного искусства, а также особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды.
Дополнительный раздел представляет собой краткую презентацию программы.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» (статья 13) в образовательной программе дошкольного образования
МКОУ СОШ №2 с.п. Старый Черек ОТСУТСТВУЕТ информация, наносящая
вред
физическому
или
психическому
здоровью
воспитанников
и
противоречащая российскому законодательству.