Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с.п. Старый Черек
Принято
на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 30.08.2024г.
«Утверждаю»
И.о.директора МКОУ СОШ №2
с.п. Старый Черек
_________________А.Х.Маремуков
Приказ № 78-ОД от 30.08.24г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренному обучению, в пределах осваиваемых образовательных программ
в МКОУ СОШ №2 с.п.Старый Черек
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует правила формирования и реализации
индивидуальных учебных планов, в том числе ускоренного обучения, в пределах
осваиваемой образовательной программы в муниципальном казенном
общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2»
с.п.Старый Черек (далее –школа), реализующего общеобразовательные
программы начального общего, основного общего, среднего общего образования
(далее – Положение).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным Законом Российской Федерации от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон № 371-ФЗ);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г.
N 372;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г.
N 370;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г.
N 371;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. №874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных
основных общеобразовательных программ» (зарегистрирован в Минюсте России
02.11.2022, №70809);
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 г. № 115;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022
г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г.,
регистрационный № 72654);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022
г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г.,
регистрационный № 72653);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022
г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован Минюстом России 30
декабря 2022 г., регистрационный № 71930).
1.3. С учетом возможностей и потребностей личности общеобразовательные
программы могут осваиваться по индивидуальному учебному плану. Обучение
по индивидуальному учебному плану есть вид освоения обучающимся
общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования самостоятельно, под контролем педагога, с последующей
аттестацией.
1.4. Индивидуальный учебный план (далее – ИУП), в том числе ускоренного
обучения, обеспечивает освоение образовательной программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося. Применительно к обучающимся,
имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит
меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная
задолженность не была ликвидирована.
1.5. Порядок осуществления обучения по ИУП определяется школой
самостоятельно, а реализация ИУП осуществляется в пределах осваиваемой
образовательной программы.
1.6. На обучение по ИУП распространяются федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования.
1.7. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с
настоящим Положением осуществляется при приеме обучающегося в школу, в
остальных случаях через официальный сайт школы.
1.8. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы
школы в соответствии с ИУП осуществляется согласно расходным
обязательствам на основе муниципального задания по оказанию образовательных
услуг.
1.9.
Материально-техническое
оснащение
образовательного
процесса
обеспечивает возможность реализации ИУП.
1.10. Настоящее Положение принимается педагогическим советом, утверждается
приказом директора школы.
1.11. Положение действует до принятия нового локального нормативного акта.
2. Организация образовательного процесса по ИУП
2.1. Обучение по ИУП в Школе организуется на всех уровнях общего
образования в очно-заочной, заочной формах обучения.
2.2. Очно-заочная форма обучения в Школе может организовываться в
отношении следующих категорий обучающихся:
- попавших в трудную жизненную ситуацию;
- испытывающих сложности в социальной адаптации, психологический
дискомфорт при очном обучении ;
- одаренных детей (успешно, с опережением справляющихся с
общеобразовательной программой);
- детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), получающих
общее образование по адаптированной программе);
- обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической
задолженности с момента ее возникновения (п.9 ст.58 ФЗ-273 «Об образовании в
РФ»);
- обучающихся, имеющих медицинское заключение на организацию обучения на
дому.
2.3. Заочная форма обучения в Школе может организовываться в отношении
следующих категорий обучающихся:
- одаренных детей (успешно, с опережением справляющихся с
общеобразовательной программой);
- лиц, достигших совершеннолетия и получающих общее образование
соответствующего уровня впервые.
2.4. Организация обучения по ИУП ускоренного обучения осуществляется в
отношении обучающихся, способных освоить в полном объеме основную
общеобразовательную программу общего образования в более короткий срок.
Перевод на обучение с ИУП ускоренного обучения на обучение по
соответствующей образовательной программе с полным сроком обучения также
осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося или заявлению совершеннолетнего
обучающегося.
2.5. Перевод на обучение по ИУП осуществляется на добровольной основе на
основании заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося и с учетом его мнения. Перевод на обучение по ИУП
совершеннолетнего обучающегося осуществляется на основании его письменного
заявления.
2.6. ИУП начального общего и основного общего образования разрабатывается
школой совместно с обучающимся и его родителями (законными
представителями). ИУП среднего общего образования разрабатывается
обучающимся совместно с педагогами Школы.
2.7. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения (если
индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и
формы промежуточной аттестации обучающихся.
2.8.Школа самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и
периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с
нормативными актами школы, Уставом ОО и требованиями Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.9.ИУП для обучающихся школы в части ликвидации академической
задолженности составляется с учетом только тех предметов, по которым не
освоена образовательная программа. Сроки реализации ИУП по ликвидации
академической задолженности в школы устанавливаются сроком на один
учебный год. Форма ликвидации пробелов у обучающихся данной категории –
консультационные занятия с учителями предметниками. ИУП для обучающихся
Школы по иным причинам составляется, как правило, на один учебный год или
на иной срок, указанный в заявлении.
2.10.Заявления о переводе на обучение по ИУП принимаются в течение учебного
года до 15 мая. В заявлении указывается срок действия ИУП, могут содержаться
пожелания
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
по
индивидуализации содержания образовательной программы (дополнительные
учебные предметы, курсы, углубленное изучение отдельных дисциплин,
сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).
рамм и др.).
2.11.Решение о переводе на обучение по ИУП, в том числе ускоренного
обучения, оформляется приказом директора школы. ИУП утверждается приказом
директора Школы.
2.12.Обучение по ИУП начинается, как правило, с начала учебного года и
заканчивается в соответствии с учебным планом школы. Начало учебного года
может переноситься школой при реализации общеобразовательной программы в
очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме
обучения не более, чем на три месяца.
2.13.Обучение по ИУП ускоренного обучения в школы предоставляется с 1-го
класса. Родители (законные представители) обучающихся подают заявление на
имя директора школы до 01 октября текущего учебного года. В течение пяти
рабочих дней директором издается приказ о создании комиссии по проведению
промежуточной аттестации по всем предметам учебного плана текущего класса,
утверждается расписание промежуточной аттестации. В течение трех рабочих
дней родители (законные представители) обучающегося знакомятся с данным
расписанием. С 10-12 октября текущего года (в зависимости от календарных
дней) проводится промежуточная аттестация. В течение десяти рабочих дней
классный руководитель пишет характеристику на обучающегося. Затем комиссия
по результатам аттестации принимает решение об отказе или переводе
обучающегося на ИУП ускоренного обучения следующего класса.
2.14.ИУП разрабатывается на конкретного обучающегося на основе учебного
плана основной общеобразовательной программы соответствующего уровня
образования, при этом может использоваться модульный принцип,
предусматривающий варианты сочетания учебных предметов, курсов, модулей,
входящих в учебный план школы.
2.15.В ИУП определяется перечень, трудоемкость, последовательность и срок
изучения предметов, курсов, практик, иных видов учебной деятельности.
Наименование предметов в ИУП по ускоренной программе, их группировка по
предметным областям идентичны учебному плану Школы, рассчитанному на
полный срок обучения.
2.16.При реализации образовательных программ в соответствии с ИУП могут
использоваться различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные
образовательные
технологии,
электронное
обучение.
2.17.Обучение по ИУП может быть организовано в рамках сетевой формы
реализации образовательных программ. В этом случае в реализации
образовательных программ могут участвовать организации культуры,
физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами,
необходимыми для обучения, проведения практических и лабораторных занятий
и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных
соответствующей образовательной программой.
2.18.Реализация ИУП сопровождается методической поддержкой классного
руководителя.
2.20.Школа осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ
обучающимися, перешедшими на ИУП.
2.21.Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся,
перешедших на ИУП, осуществляется в соответствии с Положением о
проведении промежуточной аттестации и осуществлении текущего оценивания
достижений планируемых результатов обучающихся, и иных локальных актов
Школы.
2.22.Государственная итоговая аттестация при обучении по ИУП, в том числе
ускоренного обучения, проводится в порядке, установленном законодательством
РФ.
2.23.Школа вправе обратиться в центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи для получения методической помощи в разработке ИУП (ч.4
ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»).
2.24.Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы,
переводятся в следующий класс.
2.25.Учителя, осуществляющие обучение по ИУП, оформляют запись
прохождения учебного материала и учет знаний в протоколе прохождения
промежуточной аттестации.
3. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего
образования
3.1. Для индивидуализации содержания образовательной программы ИУП
начального общего образования предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные.
Для проведения данных занятий используются учебные часы, установленные
частью учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений
(в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть
отсутствует).
3.2. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы
начального общего образования осуществляется за счет внеурочной
деятельности.
3.3. ИУП по уровням реализации основных общеобразовательных программ
состоит из учебных предметов для изучения обязательных предметных областей.
3.4. На основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся
по их выбору в школе на уровне начального общего образования изучаются,
основы мировых религиозных культур.
3.5. Количество учебных занятий на 4 учебных года не может составлять менее
2954 часов и более 3345 часов.
3.6. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования составляет 4 года. ИУП ускоренного обучения может
предусматривать уменьшение указанного срока, при этом продолжительность
обучения может быть изменена Школой с учетом особенностей образовательных
потребностей конкретного обучающегося.
3.7. Нормативный срок освоения ИУП начального общего образования для
обучающихся с ОВЗ может быть увеличен до 2-х лет с учетом особенностей
психофизического развития, и индивидуальных возможностей обучающихся (в
соответствии с рекомендациями ПМПК).
3.8. ИУП (непосредственно на работу с учителем) обучающегося, нуждающегося
в длительном лечении, детей-инвалидов на дому составляется из расчета
следующей учебной нагрузки:
- по образовательным программам начального общего образования, в том числе
адаптированным- 8 часов в неделю.
4. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего
образования
4.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы
основного общего образования ИУП основного общего образования может
предусматривать:
увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов
обязательной части;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы
и потребности участников образовательного процесса, в том числе
этнокультурные;
организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся;
иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей
учреждения).
4.2. Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана
основного общего образования, формируемой участниками образовательного
процесса.
4.3. В ИУП основного общего образования входят следующие обязательные
предметные области и учебные предметы:
русский язык и литература (русский язык, литература);
родной язык и родная литература (родной язык и родная литература );
иностранный язык (английский);
общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, география);
математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика,
вероятность и статистика);
естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
искусство (изобразительное искусство, музыка);
труд (технология);
физическая культура (физическая культура) ;
основы безопасности и защиты Родины (основы безопасности и защиты Родины)
4.4. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и
более 6020 часов.
4.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего
образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может
предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения.
Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы
основного общего образования составляет не более 1 года.
4.6.ИУП (непосредственно на работу с учителем) обучающегося, нуждающегося
в длительном лечении, детей-инвалидов на дому составляется из расчета
следующей учебной нагрузки:
- по образовательным программам основного общего образования, в том числе
адаптированным- 10 часов в неделю.
5. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего
образования
5.1. Обязательными для включения в ИУП являются:
базовые общеобразовательные учебные предметы: «Русский язык», «Родной
язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История»,
«Физическая культура», «Основы безопасности и защиты Родины»;
5.2. Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в ИУП по
выбору.
5.3. Для составления ИУП следует:
• включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне
(инвариантная часть федерального компонента);
•в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на
базовом уровне (из вариативной части федерального компонента);
• включить в учебный план региональный компонент;
• составление учебного плана завершается формированием компонента
учреждения (в объеме не менее 280 часов за два учебных года).
5.4. В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает
с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний
исключается из состава инвариантной части.
5.5. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные
предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные +
базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения.
5.7. Количество учебных занятий за 2 года не может составлять менее 2170 часов
и более 2590 часов.
5.8. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего
образования – 2 года. ИУП может предусматривать уменьшение указанного срока
за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения
образовательной программы среднего общего образования составляет не более 1
года.
5.9.ИУП (непосредственно на работу с учителем) обучающегося, нуждающегося
в длительном лечении, детей-инвалидов на дому составляется из расчета
следующей учебной нагрузки:
- по образовательным программам среднего общего образования, в том числе
адаптированным- 12 часов в неделю.
6. Права и обязанности участников образовательных отношений
6.1. Школа:
- проводит экспертизу учебных программ, осуществляет контроль освоения
образовательных программ обучающимися, перешедшими на ИУП;
- организует обучение в соответствии с ИУП, составляет и согласовывает учебное
расписание с родителями (законными представителями) или совершеннолетним
обучающимся;
- обеспечивает своевременный подбор учителей;
- осуществляет контроль за своевременным проведением занятий, консультаций,
ведением журналов учета обучения по ИУП не реже 1 раза в четверть;
- предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и иную
литературу из библиотечного фонда Школы;
- обеспечивает получение обучающимися необходимой методической и
консультативной помощи;
- предоставляет право обучающемуся возможность участвовать в олимпиадах,
конкурсах и т.п.;
- осуществляет текущий контроль и промежуточную аттестации. обучающегося,
информирует выпускников о прохождении государственной итоговой аттестации
в текущем учебном году;
- при обучении по ИУП педагогические работники Школы не вправе требовать от
обучающегося посещение занятий, не предусмотренных ИУП.
6.2. Родители (законные представители):
- способствуют освоению общеобразовательных программ в соответствии с
ФГОС, прилагают усилия к освоению обучающимися общеобразовательных
программ;
- создают необходимые условия для организации образовательного процесса в
соответствии с расписанием учебных занятий и обеспечивают необходимыми
принадлежностями в количестве, соответствующем возрасту и потребностям
обучающегося;
- обеспечивают выполнение обучающимися домашних заданий в рамках
реализуемой программы;
- создают условия для организации согласно расписания прохождение
обучающимся текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в
Школы, прохождение государственной итоговой аттестации.
- создают необходимые условия для ликвидации академической задолженности и
обеспечивают контроль за своевременностью ее ликвидации в установленные
Школой сроки, с момента ее возникновения.
6.3. Обучающиеся:
- обязаны выполнять ИУП, в том числе посещать предусмотренные ИУП учебные
занятия;
- обучающиеся имеют возможность получать необходимые консультации по
учебным предметам, пользоваться фондом библиотеки Школы, пользоваться
учебным оборудованием предметных кабинетов при обязательном присутствии
учителя-предметника.
7. Документация
7.1. При организации обучения по ИУП школа оформляет следующие документы
(кроме организации обучения на дому):
- заявление родителей (законных представителей) или совершеннолетнего
обучающегося об организации обучения по ИУП, в том числе ускоренном
обучении;
- расписание занятий, консультаций, согласованных с родителями (законными
представителями) ученика или с совершеннолетним обучающимся, утвержденное
приказом директора Школы;
- рабочие программы учебных предметов учебного плана;
- журнал проведенных занятий;
- решение педагогического совета о переводе обучающегося на следующий
учебный год;
- приказ директора о переводе обучающегося на ИУП.