Положение о библиотеке

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с.п. Старый Черек
Принято
на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 30.08.2024г.

«Утверждаю»
И.о.директора МКОУ СОШ №2
с.п. Старый Черек
_________________А.Х.Маремуков
Приказ №78-ОД от 30.08.2024г.

Положение о библиотеке
I. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о библиотеке МКОУ СОШ №2 с.п.Старый Черек
(далее школа) разработано в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным
законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
с изменениями от 25 декабря 2023года и ФЗ от 29.12.94 № 78-ФЗ «О
библиотечном деле» с изменениями от 14 апреля 2023года, с учетом
Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» с изменениями от 28 декабря 2022 года,
Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями от 28
апреля 2023 года, Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с
изменениями от 28 апреля 2023 года, Федеральным законом от 06.03.2006 №
35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральным законом от
24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» с изменениями от 28.12.2022г, Устава школы.
1.2. Положение является локальным актом муниципального казённого
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№2» с.п.Старый Черек (далее – ОУ), определяет уровень требований к
библиотеке как к структурному подразделению ОУ.
1.3. Библиотека является структурным подразделением ОУ, участвующим в
учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников
образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.4. Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии
с российскими культурными и образовательными традициями, а также со
сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием.
Образовательная и просветительная функции библиотеки базируются на
максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры.
Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными
документами учитывается при лицензировании ОУ.
1.5. Цели библиотеки - формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения государственных образовательных
стандартов, содержания общеобразовательных программ, их адаптация к
жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего

освоения профессиональных образовательных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового
образа жизни.
1.6. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и
исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями
соответствующего органа управления образованием, уставом ОУ, настоящим
Положением.
1.7. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
1.8. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из
признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от
25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской
деятельности", не допускается наличия экстремистских материалов,
призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо
обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой
деятельности, в том числе труды руководителей национал социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии,
публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или)
расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных
или иных преступлений, направленных на полное или частичное
уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной
или религиозной группы. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со
ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ относятся:
а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии
с международно-правовыми актами за преступления против мира и
человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой
статьи 1 настоящего Федерального закона;
в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти,
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации».

1.9. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их предоставления
библиотеками определяются в Правилах пользования библиотекой.
1.10. ОУ несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
1.11. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
2.1.Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
обучающихся (далее - пользователям) — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов ОУ на различных носителях: бумажном
(книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и
видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном(компьютерные сети)
и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
III. Основные функции библиотеки
3.1. Для реализации основных задач библиотека:
а)
формирует
фонд
библиотечно-информационных
общеобразовательного учреждения:

ресурсов

- комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая
Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к

распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций;
- осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по
профилю ОУ
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
- обеспечивает
продукции;

информирование

пользователей

в) осуществляет дифференцированное
обслуживание обучающихся:

об

информационной

библиотечно-информационное

- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
- создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений
и навыков работы с книгой и информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического
мышления;
г) осуществляет дифференцированное
обслуживание педагогических работников:

библиотечно-информационное

- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
- способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
- удовлетворяет запросы
поступлениях в библиотеку;

пользователей

и

информирует

о

новых

- консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
4.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с государственными
образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами ОУ,
программами, проектами и планом работы библиотеки.
4.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств
на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой
снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из
бюджета.
4.3. ОУ создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.
4.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор ОУ в соответствии с уставом.
4.5. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с
правилами внутреннего распорядка ОУ. При определении режима работы
библиотеки предусматривается выделение:
-двух часов рабочего
библиотечной работы;

времени

ежедневно

на

выполнение

внутри

-одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
-не менее одного раза в месяц — методического дня.
V. Организация и управление, штаты
5.1.Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет директор ОУ, который утверждает нормы и технологические
документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет
ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую очередь,
за комплектование и сохранность ее фонда, а так же за создание комфортной
информационной среды для читателей.
5.2. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед руководителем
ОУ, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и уставом ОУ.
5.3. Библиотекарь назначается руководителем ОУ, является членом
педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета ОУ.
5.4. Библиотекарь составляет годовые планы и отчет о работе, которые
обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором.
Годовой план библиотеки является частью общего годового плана ОУ.
5.5. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям
квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
5.6. Работник библиотеки может осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
5.7.Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного
учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не
должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
5.8. Библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком,
установленным
Правительством
Российской
Федерации,
должен

удовлетворять
требованиям
соответствующих
квалификационных
характеристик, и обязан выполнять настоящее положение.
VI. Права и обязанности библиотеки
6.1. Работники библиотек имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы
и положении о библиотеке школы;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно- библиографических знаний и информационной
культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов; г)
изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой
Учреждения, утвержденными директором школы, и по согласованию с
родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки;
е) вносить предложения директору по совершенствованию оплаты труда, в
том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за
дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей
работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с
вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива
работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении школы в порядке, определяемом Уставом
Учреждения;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный
оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между
работниками и директором Учреждения или иными локальными
нормативными актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работник библиотеки обязаны:

а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами Учреждения,
интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в
пользователей и работой Учреждения;

соответствии

с

потребностями

з) отчитываться в установленном порядке перед директором Учреждения
и) повышать квалификацию
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е)
получать
тематические,
фактографические,
уточняющие
библиографические справки на основе фонда библиотеки;

и

ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным
оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение: обучающиеся 1—4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в школе.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному
составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных
работников школы, родителей (иных законных представителей)
обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов
из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
8. Порядок пользования абонементом:

а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не
более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные
пособия - учебный год; — научно-популярная, познавательная,
художественная литература -1 месяц; — периодические издания, издания
повышенного спроса -15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.4. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
7.5. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику, утвержденному директором школы и в
присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем
информации после предварительного тестирования его работником
библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам
Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».