Элективный курс по предмету обществознание 11 класс.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УРВАНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МКОУ СОШ №2 с.п. СТАРЫЙ ЧЕРЕК

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании ШМО

Заместитель директора
по УВР

И.. о директора

Гуманитарного
________________________
цикла_______________________ ________________________
МаремуковА.Х.
Руководитель МО Ашинова З.А
Приказ № 69-ОД от
Маирова Ф.М.
Протокол№9 от «30» 06
«30» 06 2025 г.
Протокол№9 от 30» 06
2025 г.
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
по предмету обществознание
для обучающихся 11 класса.

c.п Старый Черек 2025г.

Пояснительная записка
1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных
документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
 Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы
обществознания» для 10-11 класса разработана на основании авторских
программ учебного курса для обучающихся общеобразовательных школ
авторов:
Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание.
10-11 класс, Москва, Просвещение, 2016.
А.И. Кравченко. Обществознание. 10-11 класс. Москва, «Русское слово»,
2015.
 Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ
ВЦДОиТ «Огонёк».
2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания.
Основными задачами элективного курса являются:
 повышение предметной компетентности обучающихся;
 закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного
типа;
 отработать задания, которые отличаются высоким уровнем
сложности.
3. Место курса в учебном плане.
На элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» учебным
планом предусмотрено 68 учебных часов:
34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе, по 1 часу в неделю в 10 и 11
классе.
4. УМК.
Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» включает
обучение на основе учебников:
 Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая. Обществознание.
10-11 класс, Москва, Просвещение, 2019.
 А.И. Кравченко. Обществознание.10-11 класс. Москва, «Русское
слово», 2020.

2

1. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. ЕГЭ. Обществознание.
Новый полный справочник.
Москва, АСТ, 2019
2. П.А. Баранов. Обществознание. Право: экспресс-репетитор для
подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2021.

3. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к
ЕГЭ. Москва, Политика, АСТ, 2021.
4. П.А. Баранов. Обществознание. Социальные отношения: экспрессрепетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2021.
5. П.А. Баранов. Обществознание. Человек и общество: экспрессрепетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2021.
6. П.А. Баранов. Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для
подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2021.
7. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к
ЕГЭ. Человек. Познание. Москва, Астрель, 20215.
8. П.А. Баранов. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. Москва,
Астрель, 2019.
9. П.А. Баранов. Право. 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2019.
10.Единый государственный экзамен 2022. Обществознание.
Универсальные материалы для подготовки учащихся. Москва,
Интеллект-Центр, 2022.
11.А.В. Клименко. Обществознание. Учебное пособие для школьников
старших классов и поступающих в вузы. Москва, Дрофа, 2019.
12.Королькова Е.С. Обществознание: Тема «Право»: тестовые задания
базового и повышенного уровня сложности А18 - А22. – М.: АСТ:
Астрель; Владимир: ВКТ, 2021.
13.Г.Э. Королева. Экономика: 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2020.
14.Е.Л.Рутковская. ЕГЭ 2023. Обществознание: сборник заданий. Москва,
Эксмо, 2023.
15.Е.Л.Рутковская. Обществознание. Тема «Человек и общество»:
тестовые задания базового и повышенного уровня сложности: А1 – А4.
Москва, Астрель, 2021.
16.Е.Л.Рутковская Е.Л. Типичные ошибки при выполнении заданий
Единого государственного экзамена по обществознанию. Москва,
Русское слово, 2019.
17.Е.Л.Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ.
Обществознание. Решение сложных заданий. Москва, ИнтеллектЦентр, 2021.

3

18.О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Самое полное издание типовых вариантов
заданий ЕГЭ: 2020. Обществознание. Москва, Астрель, 2020.
19.О.А. Котова, Т.Е. Лискова Самое полное издание типовых вариантов
заданий ЕГЭ: 2019. Обществознание. Москва, Астрель, 2019.
20.О.А. Котова, Т.Е. Лискова Самое полное издание типовых вариантов
заданий ЕГЭ: 2022. Обществознание. Москва, Астрель, 2022.
21.Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Человек и
общество. 10-11 класс. Москва, Просвещение, 2023.
22.О.В. Кишенкова. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10 –
11 классе. Москва, Русское слово, 2023.

Ресурсы Интернета по обществознанию
http://www.constitution.ru - Конституция Российской Федерации
http:// www.uznay-prezidenta.ru - Президент России гражданам школьного
возраста
http://www.rfdeti.ru - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка
http://www.youthrussia.ru - Национальный совет молодёжных и детских
объединений России
http://sernyarossii.ru - Семья России
http://www.detskiedorniki.ru - Забота о детях с особыми нуждами
http://www.unicef.ru - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)
Рекомендуемые сайты
http: //evolbiol.ru/ markov_anthropogenes. htm
http: //expert.ru/
http: //slon.ru/
http: //scepsis.ru/
http: //www.antropogenez. ru/
http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого
государственного экзамена
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки
РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет - образования, сетевое
объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть
творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты
второго поколения

4

http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся в приобретении
учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который
войдут:
- работа с источниками социальной информации, с использованием
современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета),
- критическое осмысление актуальной социальной информации,
поступающей из разных источников, формулирование на этой основе
собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению
через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;
- успешно сдать единый государственный экзамен обществознанию.
Уровень подготовки учащихся предусматривается формирование у
учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами
для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)
общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и
классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурнофункционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить
доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных
конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
и извлечение необходимой информации из источников, созданных в
различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое
оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато,
полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в

5

таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики;
адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для
решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их
проверки, владение приёмами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что
произойдёт, если…»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных
объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием
мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла,
использование разнообразных (в том числе художественных) средств,
умение импровизировать;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными
технологиями для обработки, передачи, систематизации информации,
создания баз данных, презентации результатов познавательной и
практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание,
монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам
ведения диалога (диспута);
6. Информация об организационных формах урока.
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий,
что позволит закрепить теоретические знания на практическом
уровне. Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной
работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий
различных типов.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход
к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения

6

самостоятельных и практических работ с учащимися. Деятельность учителя
сводится к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее
проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет
использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.

Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов.
Приёмы организации деятельности:
- лекция
- дискуссии
- написание эссе
- практическая работа
- самостоятельная работа
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
- анализ источников;
- написание эссе;
- решение тренировочных заданий по обществознанию (КИМ ЕГЭ).
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень
своих знаний по различным разделам школьного курса обществознания, а
также пройдут необходимый этап подготовки к сдаче экзамена.
7. Средства диагностики степени достижений учащихся:
 тестирование
 индивидуальный устный, фронтальный опрос;
 взаимопроверка
 самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
 различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие
смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на
конкретизацию теоретических положений);
 виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить
пропущенные слова, составление плана);
 написание эссе; составление кластера, синквейна
 составление презентаций;
 практическая работа
 самостоятельная работа

7

Содержание курса
Тема « Экономика» (10 часов)
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные
доходы.
Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов,
товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в
современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и
переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные
бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области
занятости в России.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Общественные блага.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые
институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Роль государства в экономике. Внешние эффекты. Налоговая система в
РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая
политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Мировая
экономика.
Государственная
политика
в
области
международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Тема « Политическая сфера общества» (9 часов)
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть.
Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политика как общественное явление.
Политическая система, ее структура и сущность. Политическая
деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность
политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее
основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.
Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в
Российской Федерации.

8

Современный политический процесс. Политическая элита особенности
ее формирования в современной России. Политическая идеология. Основные
идейно-политические течения современности. Гражданские инициативы.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль
партий и движений в современной России. Законодательное регулирование
деятельности партий в

Российской Федерации. Отличительные черты выборов в демократическом
обществе. Роль средств массовой информации в политической жизни
общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных
кампании. Характер
информации распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России.
Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство
Российской Федерации о выборах.
Тема « Право» (10 часов)
Право в системе социальных норм. Система российского права.
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического
лица.
Организационно-правовые
формы
и
правовой
режим
предпринимательской
деятельности.
Имущественные
права.
Право
собственности. Основания приобретения права собственности. Право на
интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права:
честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных
прав.
Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного
процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема
на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Итоговое обобщение (5 часов)

9

Тематическое планирование
№
11 класс
1
2
3
4

Тема

Количество часов

Экономика
Политическая сфера общества
Право
Итоговое обобщение
Итог

10
9
10
5
34

Всего

34

10

Календарно-тематическое планирование на 2024 -2025 учебный год

Кол Часов

№ урока

Дата
факт

Дата
план

Дата
Тема урока

11 класс
Тема «Экономика» (10 часов)
6.09
Экономика и экономическая наука. Факторы 1
1
производства. Экономические системы
13.09
Рынок и рыночный механизм. Спрос и 1
2
предложение
20. 09
1
3
Банковская система. Ценные бумаги
27.09

1

4

Рынок труда. Безработица

5

Экономический рост и развитие. Инфляция

6

Роль
государства
экономики.
Государственный бюджет

7

Мировая экономика

8-10

Решение заданий по теме

1

Налоги. 1
1
3

Тема «Политическая сфера общества» (9 часов)
11

Понятие власти. Государство и его функции

12

Политическая система

1
1

11

13
14
15
16
17

Типология
политических
режимов.
Демократия
Гражданское
общество
и
правовое
государство
Политические
партии
и
движения.
Избирательная кампания в РФ
Политический
процесс.
Политическое
участие. Политическая элита

1
1
1
1
1

Органы государственной власти РФ

2

18-19 Решение заданий по теме
Тема «Право» (10часов)
20

Право в системе социальных норм

21

Система
российского
Законотворческий процесс в РФ

22

Юридическая ответственность

23

Субъекты гражданского права.

24

Организационно-правовые
предпринимательской деятельности

25

Административное право

26

Уголовное право

27

Семейное и трудовое право

1
права. 1
1
1
формы 1
1
7
1
1

28-29 Решение заданий по теме
Итоговое обобщение (5 часов)
30

Зачетное занятие
общество»

по

31

Зачетное занятие по теме «Экономика»

32

Зачетное занятие
отношения»

по

теме

теме

«Человек

и 1
1

«Социальные 1

12

33
34

Зачетное занятие по теме «Политическая 1
сфера»
1
Зачетное занятие по теме «Право»

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».