РП - География КБР 8-9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской республики
Урванский муниципальный район
МКОУ СОШ №2 с.п. Старый Черек

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География КБР»
для 8 класса основного общего
образования на 2023-2024 учебный год

с.п.Старый Черек 2023г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по Географии КБР для обучающихся основной образовательной
школы создана на основе:
1.Федерального закона от 29.12.2012.№237-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.Регионального государственного образовательного стандарта основного общего
образования ;
3.Примерной программы по географии КБР ( авторской программы Л.З.Емузовой по
учебным предметам Физическая география КБР, 8 класс, Н. « Эльбрус»2020г
4.Основной образовательной программы МКОУ СОШ №2с.п. Старый Черек

Место учебного предмета в учебном плане
На изучение географии КБР в 8 классе отводится
всего 34 часа (1 час в неделю);
Учебно-тематический комплект
« География КБР, 8 класс» Учебник для общеобразовательных организаций. / Емузова
Л.З./ Н. «Эльбрус»,2020г.

2. Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами освоения являются:
Основные источники географических знаний; тематические карты и прием работы с
ними; географическое положение Кабардино-Балкарии на карте Российской Федерации;
границы, координаты, зависимость рельефа Кабардино-Балкарии от тектонического
строения и, внешних процессов; основные закономерности размещения полезных
ископаемых, важнейшие районы размещения полезных ископаемых; рудных, горючих,
нерудных, факторы, определяющие особенности климата Кабардино-Балкарии,
климатические условия и ресурсы территории республики и их влияние на жизнь и
хозяйственную деятельность людей, меры по борьбе с загрязнением атмосферы,
особенности главных речных систем: Терека, Малки; озер: Тамбуканское, Церик-Кёл
(Нижнее Голубое); водные ресурсы и меры по их охране, основные типы почв, их
размещение по территории республики, основные районы мелиорации.
-распространение растительного мира на территории республики, какие взаимосвязи существуют
между высотой местности, климатическими условиями, типами почв и растительным миром,
особенности взаимосвязи компонентов природы в пределах крупных комплексов КабардиноБалкарии.

- распространение животного мира на территории Кабардино-Балкарии.-значение природы для
удовлетворения потребностей человека; роль географической науки в организации рационального
использования и преобразования природных условий и ресурсов; основные виды природных
ресурсов; правила поведения в природе.

ЭГП республики, граничащие с ней государства. Политико – административное деление
КБР. Определять ЭГП КБР; показывать по карте границы республики и граничащие с ней
государства; показывать на карте районы республики и их административные центры общую
характеристику экономики республики, роль и значение промышленности в формировании и
развитии народного хозяйства республики. Отраслевой состав и их соотношение в промышленной
структуре
хозяйства и сельском хозяйстве, соотношение
групп отраслей материального
производства, преимущества специализации республики в формировании промышленности и
сельского хозяйства, удельный вес республики в производстве ряда важнейших видов продукции в
Северо-Кавказском регионе. Численность населения и ведущие профессии в республике. Плотность
и численность населения КБР; районное деление республики, райцентры, естественное и
механическое движение населения республики; города и крупные населенные пункты КБР.
Характеристику трех главных зон расселения: степной, предгорной и горной.
Метапредметными результатами являются уметь:
-характеризовать географическое положение Кабардино-Балкарии; определять местное и

поясное время.
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением
полезных ископаемых по физико-географической и геологической картам.
- пользоваться климатической картой для формирования представлений об условиях
жизни населения отдельных районов, давать оценку агроклиматических условий.
- оценивать водные ресурсы территории
- выявлять зависимость между компонентами природы на примере одной из зон, выявлять
особенности условий работы и быта человека для конкретных территорий Кабардино-Балкарии на
основе источников географической информации
-установить единство зон (фауны, флоры, климатических и почвенных условий). -выполнять
правила природоохранного поведения.

анализировать тематические карты всех отраслей промышленного комплекса и АПК,
работать со статистическими материалами, характеризующими размещение промышленной
и сельскохозяйственной продукции, составлять характеристику предприятий комплексов.
Устанавливать по картам принципы размещения населения, природно-экономических предпосылок и
населения во взаимосвязи. Работать со статистическими материалами, характеризующими
размещение хозяйства, населения, трудовых ресурсов и их занятость в хозяйстве. Пользоваться
картами размещения населения по территории республики и статистическими таблицами для
формирования представлений о населении различных территорий КБР.
Предметными результатами являются умение:
Работать со статистическими материалами, характеризующими размещение хозяйства, населения,
трудовых ресурсов и их занятость в хозяйстве. Пользоваться картами размещения населения по
территории республики и статистическими таблицами для формирования представлений о населении
различных территорий КБР.. Анализировать почвенную карту с целью формирования представления
о факторах неоднородности и возможных направлениях использования распространение животного
мира на территории Кабардино-Балкарии.

3.Содержание рабочей программы
8 класс, 34 ( 1 час в неделю)
Тема1. Географическое положение Кабардино-Балкарии

Мой родной край Кабардино-Балкария. Что изучает физическая география
Кабардино-Балкарии.
Роль предмета географии Кабардино-Балкарии в решении экономических и
социальных задач республики.
Источники географических знаний. Учебник «География Кабардино-Балкарии».
Тематические карты атласа Кабардино-Балкарии, справочники и другие текстовые
источники. Географическое положение. Физико-географическое и экономикогеографическое положение; их значение для развития природы, хозяйства и жизни
населения. Географический адрес. Размеры территории, границы. Различие во времени
Нальчика и Москвы, часовой пояс, местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в
хозяйстве и жизни людей.
Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые
Главные черты рельефа Кабардино-Балкарии. Орфография.
Геологическое строение. Горы: Главный Кавказский хребет, Боковой хребет, Лесистый
хребет (Меловой), Пастбищный, Скалистый. Предгорье. Равнина: развитие формы
рельефа. Сели, лавины, оврагообразование, эрозия, выветривание. Полезные ископаемые,
виды минерального сырья, их хозяйственное использование. Размещение полезных
ископаемых и связь его с геологическим строением, образование рудных полезных
ископаемых. Горючие полезные ископаемые. Нерудные полезные ископаемые. Охрана
недр.

Тема 3. Климат
Факторы, определяющие особенности климата Кабардино-Балкарии, воздушные массы,
их типы. Циркуляция воздушных масс (атмосферные фронты, циклоны, антициклоны) и
связанные с ними типы погод.
Климатическая карта. Закономерности распределения тепла и влаги. Влияние климата
на земледелие, транспорт, здоровье человека. "Опасные явления (засухи, суховеи,
ураганы, туманы, заморозки, гололед). Прогнозы погоды. Агроклиматические ресурсы.
Охрана атмосферного воздуха от загрязнений.
Тема 4. Внутренние воды
Общая характеристика рек Кабардино-Балкарии. Питание и режим рек. Твердый сток.
Минерализация. Крупнейшие реки. Важнейшие озера. Ледники. Подземные воды.
Минеральные источники, пользование рек в хозяйственной деятельности человека.
Охрана вод. Опасные явления, связанные с водами (паводки, лавины, сели), и
предупреждение их действий.
Определение по тематическим картам режима питания,

особенностей годового стока,
падение реки. Нанесение на контурную карту основных речных систем республики.
Тема 5. Почвы

Образование почв и их разнообразие. Главные типы почв, различия в их плодородии.
Закономерности распределения почв, почвенная карта Кабардино-Балкарии. Охрана почв, меры по
их сбережению. Борьба с разрушением и загрязнением почв.

Т е м а 6 . Р астительный мир.
Растительный покров Кабардино-Балкарии. Характерные черты растительного мира. Карта
растительности. Природные зоны Кабардино-Балкарии: степная, лесостепная, подзона
широколиственных лесов, зона субальпийских лугов, зона альпийских лугов, субнивальная и
нивальная зоны. Охрана растительности.
Формирование природных комплексов как результат длительного развития
географической оболочки Земли.
Ландшафты природные и антропогенные. Природное районирование. Особенности
сочетания компонентов природы в пределах крупных ландшафтов на территории республики.
Тема 7. Животный мир
Разнообразие животного мира. Группировки животных, обитающих в республике.
Таблицы млекопитающих и птиц. Обитание животных в природных зонах: животные степей,
животные лесостепной зоны, животные лесов, животный мир субальпийских лугов, животные
альпийской зоны, животный мир субнивальной зоны, животный мир водоемов. Охрана животных.

Тема 8. Стихийные природные явления
Стихийные природные явления: землетрясения и вулканизм; климатические
природные явления : снежные бури, засухи, ливни, гололед, заморозки, наводнения;
Явления обвально-осыпного характера: сели, лавины, оползни осыпи и т.д.

Тема 9. Экологическая оценка отдельных компонентов природы
Бережное отношение к природе — обязательное условие общественного прогресса.
Изменение природных комплексов под влиянием человеческой деятельности.
Экологические проблемы. Природоохранное законодательство Российской Федерации.
Правила личного природоохранного поведения в повседневной трудовой и бытовой
деятельности.
Тема 10. Формы охраны природы
Национальный парк «Приэльбрусье»,заказники и памятники природы, КабардиноБалкарский Высокогорный заповедник

Тематическое планирование 8 класс
№
1
2
3

Тема
Географическое положение К-Б
Геологическое строение

Климат

Кол- во часов
1
4
4

4
5
6
7
8
9

Внутренние воды

10

Формы охраны природы

Почвы
Растительность
Животный мир
Стихийные природные явления

Экологическая оценка отдельных компонентов
природы
Итого

8
2
5
2
2
5
2
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник (ФГОС ООО) География КБР 8 класс Учебник для
общеобразовательных учреждений, (Л.З.Емузова )Н.: Эльбрус, 2020г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическая литература к учебнику
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416c48


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».