ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардиночеркесский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном
языке») (далее соответственно - программа по родному (кабардино-черкесскому) языку,
родной (кабардино-черкесский) язык, кабардино-черкесский язык) разработана для
обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы по родному (кабардино-черкесскому) языку.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (кабардиночеркесского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание
обучения
раскрывает
содержательные
линии,
которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования.
4. Планируемые
черкесскому)
за
весь
результаты
языку
период
освоения
включают
обучения
программы
личностные,
на
уровне
по
родному
(кабардино-
метапредметные
результаты
начального
общего
образования,
а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
5.1. Программа
по
родному
(кабардино-черкесскому)
языку
разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и
активные методики обучения.
На
уровне начального общего образования
изучение родного (кабардино-
черкесского) языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные
знания,
опыт
выполнения
предметных
и
универсальных
действий
на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом обучения в
основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Родной (кабардино-черкесский) язык как средство познания действительности
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
навыки самостоятельной учебной деятельности.
Учебный предмет родной (кабардино-черкесский) язык обладает значительным
потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких
еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и
социальная грамотность.
В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного языка
является единство осознания его национальной ценности и толерантного отношения к
русскому языку как государственному языку Российской Федерации.
В ходе изучения родного кабардинского языка предполагается использование
материалов
кабардино-черкесской
литературы,
истории
и
культуры
адыгов,
установление межпредметных связей с изучаемыми курсами («Русский язык»,
«Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Окружающий мир»
и другими).
5.2. В
содержании
программы
по
родному
(кабардино-черкесскому)
языку
выделяются три содержательные линии:
первая содержательная линия обеспечивает наблюдение за употреблением языковых
единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в
учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных представлений о
нормах
современного
кабардино-черкесского
литературного
языка,
развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного кабардинского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями, ведущий
компонент данной содержательной линии - работа с текстами: развитие умений
понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных
типов;
вторая содержательная линия связана с совершенствованием четырѐх видов речевой
деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков обучающихся
(умениями
определять
цели
общения,
адекватно
участвовать
в речевом общении);
третья содержательная линия направлена на изучение национально- культурной
специфики родного языка, на знакомство с нормами кабардинского речевого этикета;
5.3. Изучение
родного
на достижение следующих целей:
(кабардино-черкесского)
языка
направлено
формирование первоначальных представлений о языке как основе национального
самосознания, о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры
и
основное
средство
человеческого
общения,
осознание
значения
кабардинского языка как государственного языка Кабардино-Балкарской Республики;
овладение первоначальными представлениями о нормах родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета,
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение умением использовать знания для решения познавательных, практических
и
за
коммуникативных
задач,
функционированием
языковых
овладение
единиц,
умением
анализировать,
наблюдать
классифицировать
и оценивать языковые единицы с точки зрения особенностей картины мира,
отраженной в языке;
овладение
умением
работать
с
текстом,
осуществлять
элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
формирование представлений о родном языке как духовной, нравственной
и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия родного языка,
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к родному
языку, а через него - к культуре своего народа, воспитание уважительного отношения к
культурам и языкам народов России;
овладение
кабардино-черкесским
языком
на
элементарном
уровне
и формирование первоначальных коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение родным литературным языком в разных ситуациях его
использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, развитие
потребности к речевому самосовершенствованию, приобретение практического опыта
исследовательской работы по родному языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний, овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка:
аудированием, говорением, чтением, письмом;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка, - 270 часов: в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
6. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8. 3 КЛАСС
8.1. Речь, предложение, слово.
Понятие о предложении. Виды предложений по цели. Высказывания. Члены
предложения.
Учебный диалог. Речевой этикет. «Я общаюсь с другом». Рассказ- повествование,
монолог «Мой солнечный город Нальчик».
8.2. Звуки и буквы. Буквы й и и в словах. Звук [э] и буква а в основе слова.
Проверочные слова. Буква ы перед буквой у (Хьэрф у-м и пэкIэ ы къыщыкIуэр).
Согласные звуки и буквы, парные и непарные звонкие и глухие согласные. Согласные
абруптивные буквы. Ударение. Место ударения в слове. Случаи, когда ударение
статично (в исконно кабардинских словах). Случаи, когда особенности ударения
кабардинского языка не соблюдаются (в заимствованных словах). Интонация.
Транскрипция. Порядок фонетического разбора. Фонетический разбор слова
Письменный рассказ «Письмо зарубежному сверстнику» (с использованием
электронных ресурсов). Изложение.
8.3. Слово, словосочетание.
Прямое
и
переносное
значение
слова.
Определительные
словосочетания.
Правописание определительных словосочетаний
Проектное задание «Горжусь своими земляками» (с использованием электронных
ресурсов).
8.4. Состав слова.
Корень слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Окончание.
Приставка. Словообразовательные префиксы щIэ-, дэ-, къа-, на-, нэ-, те-, хуэ-, хэ- и
суффиксов -шхуэ, -рей, -кIэ, -щIэ, -гъэ, -ншэ и так далее. Личные приставки в слове и
их правописание. Правописание собственных имѐн существительных и личных
приставок. Личные приставки и первая буква корня. Правописание приставки зэры-,
мы- с собственными именами. Суффикс. Словообразовательные формообразующие
префиксы и суффиксы. Основа слова. Правописание и перед личной приставкой у.
Морфемный разбор слова.
Работа с деформированным текстом «Праздник в нашей семье».
8.5. Морфология.
Части речи.
Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные.
Множественное и единственное число существительных. Склонение существительных
по падежам. Правописание падежных окончаний имѐн существительных.
Имя
прилагательное.
Вопросы,
на
которые
отвечают
прилагательные.
Существительные и прилагательные.
Глагол, как часть речи. Настоящее, будущее и прошедщее время глагола. Вопросы
«сыт ищIэр?», «сыт ищIар?», «сыт ищIэнур?».
Местоимение. Личные местоимения: сэ, уэ, ар, абы, дэ, фэ, ахэр, абыхэм.
Притяжательные местоимения: си (сысей), уи (ууей), ди (дыдей), фи (фыфей), и (ей), я
(яй), зи (зей) (две формы). Указательные местоимения: мо, мор, мы, мыр, а, ар.
Послелоги, правописание и значение. Виды послелогов: временные: пщIондэ, нэужь
(до, после), пространственные: деж, нэс (къэс) (у, от, к, в, до) причинные: щхьэкIэ,
папщIэ (ради, для, из-за), определительные: хуэдиз, нэблагъэ (около).
Морфологический разбор частей речи.
Рассказ «Достопримечательности моей республики» с использованием электронных
ресурсов. Сочинение «Добрые обычаи кабардинского народа». Развитие речи. Учебный
монолог «Пропала собачка».
8.6. Синтаксис и пунктуация.
Знаки препинания в предложениях Виды предложений по цели высказывания
повествовательное, вопросительное, восклицательное, побудительное. Главные члены
предложения: подлежащее, сказуемое.
Изложение. Учебный диалог «Мои увлечения».
9. 4 КЛАСС
9.1. Фонетика и графика.
Звуки
и
буквы
(повторение).
Слог
и
ударение.
Особенности
ударения
в кабардинском языке и заимствованных словах. Фонетический разбор слова.
Письмо-поздравление с праздником другу (подруге).
9.2. Состав слова.
Корень.
Однокоренные
слова.
Падежные
окончания.
Словообразовательные
суффиксы: -гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ. Формообразующие суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -
т, -къым, -хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, -рэт, -щэрэт, -н, -т, -а. Словообразовательные
префиксы:
къа-,
на-,
гъа-,
хуэ-,
щIэ-,
хэ-,
те-,
дэ-
и формообразующие приставки: личные сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы- (ф-, в-),
и-, е-, я-, приставки времени: о-, ма-, мэ-.
Основа
слова.
Однородные
члены
предложения,
правописание,
функция
в предложении, интонация при перечислении однородных членов предложения знаки
препинания и союзы: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но).
Тестовые задания по теме «Состав слова».
9.3. Морфология. Части речи.
9.3.1. Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные,
их правописание. Единственное и множественное число имен существительных.
Особенности
в
изменении
собственных
имѐн
по
числам.
Склонение
имѐн
существительных. Категория определѐнности и неопределѐнности склонения имѐн
существительных в кабардинском языке. Четыре падежа: именительный, эргативный,
послеложный и обстоятельственный. Правописание падежных окончаний -р, -м, -мкIэ, рауэ. Словообразование имѐн существительных. Морфологический разбор имѐн
существительных.
Изложение. Работа с деформированным текстом рассказ «Случай на озере».
9.3.2. Послелоги.
Правописание
послелогов.
Виды
послелогов
(временные,
пространственные, причинные и так далее). Самостоятельные и служебные части речи.
Сочинение-миниатюра (описание) «Времена года».
9.3.3. Имя прилагательное. Начальная форма имени прилагательного. Качественные
и относительные прилагательные и их склонение в единственном и множественном
числе. Правописание определительных словосочетаний, слитное и раздельное
написание. Правописание сложных слов, образованных путѐм основосложения
прилагательного с существительными. Словообразование имѐн прилагательных.
Морфологический разбор имѐн прилагательных.
Творческая работа. Составление объявления на кабардинском языке на школьное
мероприятие. Речевой этикет «Благопожелания и здравницы» (Выступаем по радио).
9.3.4. Местоимения.
Понятие о местоимении, три вида местоимений (личные, притяжательные
и указательные). Личные местоимения. Личные местоимения 1-го и 2-го и 3-го лица
единственного и множественного числа я (сэ), ты (уэ), он (ар), (абы), мы (дэ), вы (фэ),
они (ахэр), (абыхэм). Притяжательные местоимения. Два способа выражения
принадлежности: си, уи, и, ди, фи, я, зи - не употребляются самостоятельно, и
местоимения: сысей (мой), ууей (твой), ей (его), дыдей, (наш), фыфей (ваш), яй (их) самостоятельные. Указательные местоимения. Два способа выражения указательных
местоимений.
Рассказ-рассуждение «Наше здоровье в наших руках».
9.3.5. Глагол.
Общая характеристика глагола. Инфинитив. Время глагола. Категория лица глагола.
Спряжение глагола. Правописание глагольных префиксов дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-.
Правописание приставок зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с глаголами Правописание а и э в основе
глагола. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор
глагола (простая форма).
Тестовые задания по теме «Глагол». Сочинение-описание «Наш лес».
9.3.6. Имя числительное.
Общее
представление
о
числительных.
Значение
и
потребление
в
речи
количественных и порядковых числительных. Количественные числительные, их
правописание. Порядковые числительные, их образование с помощью приставки -е- и
суффикса -анэ-, -анэ-рей- Падеж числительных.
Сочинение-рассуждение «Я хочу стать…». Рассказ по картинке «9 мая - День
Победы. Помним. Гордимся».
10. Планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего
образования.
10.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление
ценностного
отношения
к
своей
Родине,
в
том
числе
через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью истории и
культуры страны;
осознание своей
этнокультурной
и
российской
гражданской
идентичности,
понимание статуса родного (кабардино-черкесского) языка в Российской Федерации и в
субъекте;
сопричастность
к
прошлому,
настоящему
и
будущему
родного
края,
в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным
видам
искусства,
традициям
и
творчеству
своего
и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка
как средства общения и самовыражения;
4) физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых
способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление
и
бережное
отношение
к
результатам
труда,
навыки
участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное
отношение
к
природе,
формируемое
в
процессе
работы
над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представление о системе родного (кабардино-черкесского) языка);
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению
родного (кабардино-черкесского) языка).
10.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать
различные
языковые
единицы,
устанавливать
основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать
языковые
единицы
и
явления
родного
(кабардино-черкесского)
языка
с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации
языковых
единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях
наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта
(речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
10.2.3. У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей)
правила
в
информационной
безопасности
информационно-телекоммуникационной
при
сети
поиске
информации
«Интернет»
(информации
о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова,
о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем.
10.2.4. У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать
иллюстративный
материал
(рисунки,
фото,
плакаты)
к
тексту
выступления.
10.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
10.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать
свои
учебные
действия
для
преодоления
речевых
и орфографических ошибок.
10.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные
с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по еѐ
достижению
(распределять
роли,
договариваться,
обсуждать
процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
10.3. Предметные
результаты
изучения
родного
(кабардино-
черкесского) языка.
10.5. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный»,
«согласный»,
«слог-слияние»,
выделять
из
речи
предложения,
делить
их на слова;
определять признаки всех видов звуков и букв в кабардинском языке, давать им
качественную характеристику;
проводить фонетический анализ слова самостоятельно по предложенному алгоритму;
определять особенности ударения в кабардинском языке, выявлять заимствованную
лексику по особенностям ударения в других языках;
осознавать
значение
понятия
«родственные
слова»,
соотносить
его
с понятием «однокоренные слова», подбирать проверочные слова;
подбирать близкие и противоположные по значению слова к словам разных частей
речи, уточнять их значение;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые
случаи);
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами формообразующие
аффиксы и окончание, основу (простые случаи), корень, суффикс, префикс;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать
слова
с
помощью
словообразовательных
префиксов:
щIэ-, дэ-, къа-, на-, нэ-, те-, хуэ-, хэ- и суффиксов: -шхуэ, -рей, -кIэ, -щIэ, -гъэ, -ншэ и
так далее;
определять способы образования джэд и къаз - джэдкъаз (домашняя птица), джэд и
цы - джэдыц (перо птицы), слитное и раздельное правописание определительных
словосочетаний, соединительная гласная буква ы;
объяснять в каких случаях определительные словосочетания пишутся слитно;
различать
словообразовательные
и
формообразующие
приставки
и суффиксы в словах, префиксы и суффиксы, обозначающие лицо, число, время;
определять падежные окончания в словах, находить основу исключая окончание и
формообразующие префиксы и суффиксы;
проводить морфемный разбор слова;
писать префиксы зэры-, мы- и личные префиксы с собственными именами: зэрыМадинэ, мы-Иналмэ, сы-Алийщ, и так далее;
использовать словари при решении языковых и речевых задач;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объѐме программы);
распознавать
имена
существительные,
находить
начальную
форму
имени
существительного;
определять грамматические признаки имѐн существительных (падеж, число);
изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа (единственного
или множественного);
находить имена существительные в предложении, в тексте, задавать вопросы
в падежных формах (без терминологии): «хэт?», «сыт?», «сытыр?», «сытым?»,
«сытымкIэ?», «сытырауэ?»;
различать собственные и нарицательные имена существительные;
распознавать имена прилагательные, определять зависимость имени прилагательного
от формы имени существительного, изменять имена прилагательные по числам,
согласовать
имена
прилагательные
с существительными по числам, падежам;
распознавать глаголы, определять грамматические признаки глагола, форму лица,
времени, числа;
распознавать местоимения, виды местоимений: личные местоимения: сэ, уэ, ар, абы,
дэ, фэ, ахэр, абыхэм, притяжательные местоимения: си (сысей), уи (ууей), ди (дыдей),
фи (фыфей), и (ей), я (яй), зи (зей) (две формы), указательные местоимения: мо, мор,
мы, мыр, а, ар;
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в
объѐме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
узнавать и использовать послелоги, распознавать виды послелогов: временные:
пщIондэ,
нэужь
(до,
после),
пространственные:
деж,
нэс
(къэс)
(у, от, к, в, до) причинные: щхьэкIэ, папщIэ (ради, для, из-за), определительные: хуэдиз,
нэблагъэ
(около),
употреблять
в
речи
послелоги
сочетая
предложений
по
цели
высказывания
с
именами
и местоимениями;
определять
вид
(повествовательные,
вопросительные,
побудительные)
и
по
интонации
(восклицательные,
невосклицательные), правильно составлять предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить
главные
члены
предложения
(подлежащее
и
сказуемое)
и второстепенные члены предложения, задавать вопросы к второстепенным членам
предложения;
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении;
отличать основу предложения от словосочетания, выделять в предложении
словосочетания;
находить части текста,
последовательность
определять их
частей
или
последовательность,
последовательность
восстанавливать
предложений
в
тексте
повествовательного характера;
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять
собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам (при
работе над изложением и сочинением);
писать диктант, применяя изученные правила правописания: 55-65 слов, списывание:
26-40 слов, словарный диктант- 11-12 слов;
изменять имена существительные по числа, согласовывать имена прилагательные с
существительными (слитное и раздельное написание);
употреблять в речи согласованные послелоги с именами существительными
и местоимениями;
изменять глаголы по лицам, по числам, по временам;
выполнять фонетический, морфемный и морфологический разборы ориентируясь на
алгоритмы в памятках, приведенных в учебнике;
вычленять в предложении основу и словосочетания;
писать изложение (45-50 слов) и сочинение (15-20 слов) по коллективно
или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
10.6. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К
концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
ставить
правильно
ударение
в
словах,
определять
особенности
ударения
в кабардинском языке, определять заимствованную лексику по особенностям ударения
в других языках;
проводить фонетический разбор слова по данному алгоритму;
различать
и
находить
формообразующие
префиксы
и
суффиксы,
словообразовательные префиксы и суффиксы, находить их в словах и правильно
обозначать при разборе;
образовывать новые слова префиксальным, суффиксальным способами;
определять
однородные
члены
в
предложении,
распознавать
предложения
с однородными членами, находить их в тексте, определять, каким членом предложения
являются однородные члены;
соблюдать
при
письме
правила
употребления
знаков
препинания
в предложениях с однородными членами предложения;
соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами,
составлять
предложения
с
однородными
членами
без
союзов
и с союзами: «икIи» («и»), «атIэ» («а»), «ауэ» («но»), объяснять выбор нужного союза в
предложении с однородными членами, находить в простом предложении однородные
члены предложения;
определять вопросы и окончания четырѐх падежных форм кабардинского языка:
именительный падеж («хэт?», «сыт?», «cытыр?»), эргативный падеж («хэт?», «сыт?»,
«сытым?»),
послеложный
падеж
(«хэткIэ?»,
«сыткIэ?»,
«сытымкIэ?»),
обстоятельственный падеж («хэту?», «сыту?», «сытырауэ?»);
определять принадлежность слова к определѐнной части речи по комплексу
освоенных признаков, классифицировать слова по частям речи;
использовать слова разных частей речи и их формы в собственных речевых
высказываниях;
наблюдать
за
употреблением
падежей
в
кабардинском
языке
в
устной
и письменной речи, склонять имена существительные в категории определѐнности
и
неопределѐнности,
правильно
подбирать
падежные
окончания
в
речи
и на письме;
соблюдать правила правописания послелогов, подбирать подходящие послелоги к
именам существительным и местоимениям;
различать самостоятельные и служебные части речи;
определять грамматические признаки имѐн прилагательных
- качественные
и относительные, число, падеж;
склонять имена существительные и имена прилагательные в единственном
и множественном числах;
согласовывать имена прилагательные и существительные в определительных
сочетаниях, определять слитное и раздельное написание словосочетаний, состоящих из
сущ. и прил. (махуэ и фIы - махуэфI (хороший день));
соблюдать
правила
правописания
сложных
слов,
образованных
путем
основосложения прилагательного с существительным;
узнавать местоимения, понимать их значение и употребление в речи (личные,
указательные и притяжательные);
правильно употреблять в речи формы личных местоимений (первое, второе, третье
лицо, единственное и множественное число);
использовать личные местоимения для устранения повторов;
оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся
в тексте имена существительные соответствующими местоимениями;
определять лицо, число личных местоимений;
работать
с
таблицами
склонений
личных
местоимений,
изменять личные
местоимения по падежам;
определять и использовать в речи указательные и притяжательныеместоимения;
исправлять текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений;
соблюдать
нормы
употребления
в
речевых
высказываниях
местоимений
и их форм;
соотносить начальную форму и временные формы глаголов, образовывать
от глаголов в неопределѐнной форме временные формы;
трансформировать текст, изменяя время глагола;
распознавать форму повелительного наклонения глагола по грамматическим
признакам;
различать
и
отличать
неопределѐнную
еѐ
от
форму
омонимичных
глагола
имѐн
среди
других
форм
глагола
существительных
(щэн,
вэн-сэн
и тому подобное).
спрягать глаголы, образовывать глаголы с помощью глагольных префиксов: дэ-, на-,
хуэ-,
къа-,
щIэ-,
определять
значение
правописание
приставок
глагольных
префиксов
в образовании новых слов;
соблюдать
правила
зэры-,
щIэ,
мы-,
фIэ-
с глаголами, правописание а и э в основе глагола (какой звук слышится, такой
и пишется);
различать
способы
словообразования
имѐн
существительных,
имѐн
прилагательных, глагола;
определять значение и употребление в речи количественных и порядковых
числительных;
определять вид числительных (количественное или порядковое);
работать с таблицами образования числительных;
определять падеж числительных и падежные окончания;
оценивать уместность употребления числительных в тексте, заменять цифровое
написание текста на соответствующие числительные;
редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы числительных;
соблюдать
нормы
употребления
в
речевых
высказываниях числительных
и их форм;
грамотно и каллиграфически правильно списывать до 50 слов, и писать
под диктовку тексты 50-55 слов, (конец II полугодия) - 75-80 слов, словарный диктант 13-15 слов, включающие изученные орфограммы и пунктограммы.
при
работе
над
ошибками
осознавать
причины
появления
ошибки
и определять способы действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих
письменных работах;
составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи
(уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты, высказывания);
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
писать изложение (55-60 слов) и сочинение (20-25 слов) по коллективно
или самостоятельно составленному плану под руководством учителя
Тематическое планирование
«Кабардино-черкесского языка (родного)» в 3 классе
№
Разделхэр
Къызэрапщыт Словарнэ
Сыхьэт
э
диктантхэр
бжыгъэр лэжьыгъэхэр
11
1.
Ипэ классхэм
щаджахэм
къытегъэзэжын
2.
Псалъэр
6
3.
Псалъэм и
зэхэлъыкIэ
Псалъэ
лъэпкъыгъуэхэр
Псалъэухар
19
1
17
1
15
1
Псори
68
2
4.
5.
Бзэм
зезыгъэужь
лэжьыгъэхэр
1
Проект
1
1
1
1
3
2
1
2
Календарно-тематическое планирование.
Учебный предмет: «Кабардино-черкесский язык (родной)»
Класс: 3
Учебник: «Адыгэ тхыбзэ» : Хъубий Ж.А.,Тэтэр Ф.Ж., издательство «Эльбрус», 2022 г.
Недельная нагрузка - 2 н/ч
Годовая учебная нагрузка - 68 часов
№
Темэр
Сы
хьэт
бжы
гъэр
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
ИПЭ КЛАССХЭМ ЩАДЖАХЭМ
КЪЫТЕГЪЭЗЭЖЫН (сыхь.11)
Псалъэухахэмрэ абы щагъэув
нагъыщэхэмрэ
ХьэрфышхуэкIэ кърагъажьэу ятх
псалъэхэр
Й, и-хэр псалъэм къызэрыщыкIуэр
Макъ э-р хьэрфзешэ акIэкъыщагъэлъагъуэр
У-м и пэкIэ ы къыщыкIуэр
Макъ дэкIуашэхэр. Проект «Пк1ауэ»
Макъ дэкIуашэ жьгъыжьгъхэмрэ
дэгухэмрэ
Макъ дэкIуашэ пIытIахэр.
Ударенэ.
Пычыгъуэ, макъ, хьэрф елъытакIэ
псалъэр зэпкърыхыныгъэ
Хуэзыгъасэ изложенэ
Унэ лэжьыгъэр
План
1
Лэжь.4
1
Лэжь.9
1
1
Лэжь.13
Лэжь.17
1
1
1
Лэжь.22
Лэжь.25
Лэжь.30
1
1
1
Лэжь.33
Лэжь.40
Лэжь.42
1
Правилэхэр
къэпщытэжын
ПСАЛЪЭР (сыхь.6)
12
13
14
15
Псалъэр, псалъэ зэпыщIар
Псалъэр, псалъэ зэпыщIар
Псалъэр, псалъэ зэпыщIар
Псалъэ зэпыщIахэм я тхыкIэр
Урокыр
щекIуэкIыну
зэманыр
1
1
1
1
Лэжь.46
Лэжь.49
Лэжь.52
Лэжь.55
Факт
16
17
Псалъэ зэпыщIахэм я тхыкIэр
Къызэрапщытэ диктант
1
1
Лэжь.58
Правилэхэр
къэпщытэжын
ПСАЛЪЭМ И ЗЭХЭЛЪЫКIЭ (сыхь.19)
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Псалъэ лъабжьэ
Псалъэ лъабжьэ
Псалъэ лъабжьэ
КIэух.
КIэух. Слов.дикт.
КIэух.
Префикс
Щхьэ префиксхэмрэ абыхэм я тхыкIэмрэ
УнэцIэхэм, цIыхухэм я цIэхэм,
псэущхьэхэм фIаща цIэхэм щапыувэм
деж, щхьэ префиксхэр зэратхыр
Щхьэ префиксымрэ ар зыпыувэ
хьэрфымрэ щызэщхьым деж я тхыкIэр
Зэры-, мы- префиксхэр цIэ унейхэм
зэрапыувэ щIыкIэр
Зэры-, мы- префиксхэр цIэ унейхэм
зэрапыувэ щIыкIэр
Суффикс
Суффикс
Суффикс
Псалъэпкъ
Псалъэпкъ
Щхьэ префикс у-м и пэкIэ и зэратхыр.
Псалъэм теухуа проект
Сочиненэ «Си анэ»
1
1
1
1
1
1
1
1
Лэжь.61
Лэжь.63
Лэжь.67
Лэжь.70
Лэжь.74
Лэжь.77
Лэжь.81
Лэжь.84
Лэжь.88
1
Лэжь.91
1
Лэжь.94
1
Лэжь.97
1
1
1
1
1
1
Лэжь.100
Лэжь.103
Лэжь.106
Лэжь.109
Лэжь.111
Лэжь.114
1
Правилэхэр
къэпщытэжын
ПСАЛЪЭ ЛЪЭПКЪЫГЪУЭХЭР (сыхь.17)
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
Псалъэлъэ пкъыгъуэхэмкIэ гурыIуэгъуэ
ЩыIэцIэ
ЩыIэцIэ
ЩыIэцIэ
ЩыIэцIэ
ПлъыфэцIэ
ПлъыфэцIэ
ПлъыфэцIэ
Глагол. Слов. дикт.
Глагол.
Глагол.
ЦIэпапщIэ
ЦIэпапщIэ
ЦIэпапщIэ
Послелог
Послелог
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Лэжь.117
Лэжь.122
Лэжь.125
Лэжь.129
Лэжь.132
Лэжь.136
Лэжь.139
Лэжь.142
Лэжь.146
Лэжь.149
Лэжь.151
Лэжь.154
Лэжь.157
Лэжь.159
Лэжь.162
Лэжь.165
53
Послелог
1
Лэжь.168
ПСАЛЪЭУХАР (сыхь.15)
54
55
56
57
58
59
60
61
ПсалъэухамкIэ гурыIуэгъуэ
Псалъэуха лIэужьыгъуэхэр
Псалъэуха лIэужьыгъуэхэр
Псалъэуха лIэужьыгъуэхэр
Псалъэуха лIэужьыгъуэхэр
Псалъэуха лIэужьыгъуэхэр
Псалъэуха лIэужьыгъуэхэр
62
63
64
Псалъэухам и пкъыгъуэхэр
Псалъэухам и пкъыгъуэхэр
65
66
67
68
Илъэсым яджам къытегъэзэжын
Илъэсым яджам къытегъэзэжын
Илъэсым яджам къытегъэзэжын
Илъэсым яджам къытегъэзэжын
1
1
1
1
1
1
1
1
Изложенэ
1
1
1
Къызэрапщытэ диктант
1
1
1
1
Лэжь.173
Лэжь.177
Лэжь.180
Лэжь.184
Лэжь.191
Лэжь.200
Лэжь.204
Правилэхэр
къэпщытэжын
Лэжь.208
Лэжь.212
Правилэхэр
къэпщытэжын
Лэжь.217
Лэжь.223
Лэжь.227
Лэжь. 234
Тематическое планирование
«Кабардино-черкесского языка (родного)» в 4 классе
№
Разделхэр
Сыхьэт
бжыгъэр
Къызэрапщытэ лэжьыгъэхэр
1.
Ипэ ит классхэм
щаджахэм
къытегъэзэжын
2
2.
Псалъэ
8
1
3.
Щы1эц1э
10
1
4.
Послелог
3
5.
ПлъыфэцIэ
9
6.
ЦIэпапщIэ
8
7.
Глагол
16
8.
БжыгъэцIэ
6
9.
Зэджам
къытегъэзэжын
Псори
6
1
68
5
10.
Тест
лэжьыгъэхэр
Бзэм
зезыгъэужь
лэжьыгъэхэр
1
1
1
1
1
1
1
3
Календарно-тематическое планирование
Учебный предмет: «Кабардино-черкесский язык (родной)»
Класс: 4
Учебник: «Адыгэ тхыбзэ» Къардэн М.Л., Дыджэ К.Хь.Издательство "Эльбрус"/2022г.
Недельная нагрузка- 2 н/ч
Годовая учебная нагрузка - 68 часов
№№
Яджыну темэр
Сыхьэт
бжыгъэр
Унэ лэжьыгъэ
I .Ипэ ит классхэм щаджахэм къытегъэзэжын (сыхь.2)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ.
Пычыгъуэмрэ ударенэмрэ
1
Нап.5, лэжь. 6
1
Нап.11, лэжь. 8
2. Псалъэ (сыхь.7+къыз.дикт.1)
Псалъэр зэрызэхэт 1ыхьэхэр.Лъабжьэр.
1
Прав.зэгъэщ1эн
1
Правилэхэр къэпщ.
Хэзышэж къызэрапщытэ диктант
Щыуагъэхэм елэжьын
1
Нап.15., лэжь.24
Псалъэ къэзыгъэхъу префиксхэр.
Псалъэ къэзыгъэхъу суффиксхэр
1
Нап.16., лэжь.30
Псалъэр зэхъуэкIа зэрыхъу суффиксхэр
1
Нап. 19, лэжь. 37
Псалъэр зэхъуэкIа зэрыхъу префиксхэр
1
Нап.22, лэжь. 42
Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр
1
Нап.24.лэжь.48
Псалъэм теухуауэ къащ1ар
1
Карт.гъэлэжьэн
егъэбыдыл1эн.
II .Щы1эц1э ( сыхь.9+1 къыз.дикт.)
11
12
13
ЩыIэцIэ унейхэмрэ зэдайхэмрэ
ЩыIэцIэ унейхэмрэ зэдайхэмрэ
ЩыIэцIэм и бжыгъэхэр
1
1
1
Нап.28, лэжь. 56
Нап. Лэжь.
Нап.30, лэжь. 61
14
1
Правилэр зэгъ.
15
ЩыIэцIэр падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур
(склоненэ)
Къызэрапщытэ диктант
1
Нап.36
16
Щыуагъэхэм елэжьын.
1
Нап.37
17
Белджылы мыбелджылы склоненэ.
1
Нап.34.лэжь.68
18
Падеж к1эуххэм я тхык1эр
1
Нап.37, лэжь. 74
19
Падеж к1эуххэм я тхык1эр
1
Нап.41, лэжь. 61
20
1
Правилэхэр къэпщ.
Щы1эц1эм теухуауэ къащ1ар
егъэбыдыл1эн.
III .Послелог (сыхь.2+ 1 б/з)
Послелогым и мыхьэнэр, абы и
1
Нап.39,лэжь. 78
къэк1уэк1эр.
Б\з Изложенэ «Къуршым»
1
Карточкэк1э лэжь.
Послелогым теухуауэ къащ1ар
1
Прав.къэпщ.
егъэбыдыл1эн.
IV .ПлъыфэцIэ(сыхь.7+1 сыхь.б/з+ 1сыхь къыз. дикт.)
21
22
23
24
ПлъыфэцIэ л1эужьыгъуэхэр
1
Нап.45, прав.зэгъ.
Урокыр
щекIуэкIыну
зэманыр
План
Факт
25
26
27
28
29
30
31
32
ПлъыфэцIэхэр падежкIэ зэхъуэк1а
1
Нап.47,лэжь.96
зэрыхъур.
ПлъыфэцIэхэр падежкIэ зэхъуэк1а
1
Нап.47, лэжь.96
зэрыхъур
ПлъыфэцIэхэр бжыгъэкIэ зэхъуэкIа
1
Нап.48
зэрыхъур
1
Прав.къэпщ.
Б/з Сочиненэ
Зэгъусэу къакIуэ щыIэцIэмрэ
1
Нап.51, лэжь. 103
плъыфэцIэмрэ я тхыкIэр
Зэгъусэу къакIуэ щыIэцIэмрэ
1
Нап.52
плъыфэцIэмрэ я тхыкIэр
(упщ1.жэуап етын)
1
Правилэхэр къэпщ.
Къызэрапщытэ диктант
Щыуагъэхэм елэжьын.
1
Карт. гъэлэжьэн
V .ЦIэпапщIэ(сыхь.7+1 т/л)
33
ЦIэпапщIэмкIэ гурыIуэгъуэ
1
34
Щхьэ цIэпапщIэхэр
1
35
Щхьэ цIэпапщIэхэр
36
Еигъэ цIэпапщIэхэр
37
Еигъэ цIэпапщIэхэр
38
Зыгъэлъагъуэ ц1эпапщ1эхэр
1
Нап.66, лэжь. 133
39
Ц1эпапщ1эм теухуауэ къащ1ар
егъэбыдыл1эн.
Тест лэжьыгъэхэр.
1
Нап.69
(упщ1.жэуап етын)
Карт.лэжьыгъэ
40
Нап.54-55,
Прав.зэгъ
Нап.59,лэжь. 115
Нап.58,лэжь. 120
1
Нап. 61,лэжь. 124
Нап. 63,лэжь. 127
1
VI .Глагол(сыхь.15+ 1сыхь.къ/дикт+1 сыхь. т/л)
41
42
43
44
44
46
Глаголымк1э гурыIуэгъуэ
Унафэ щIыныгъэ глагол
Унафэ щIыныгъэ глагол
Инфинитив
Глаголым и зэманхэр
Глаголым и щхьэхэр
1
1
1
1
1
Нап.72, лэжь. 143
Нап. 75,лэжь. 149
Нап. 76,лэжь. 151
Нап.79, лэжь. 158
Нап.83, лэжь. 166
Нап.85, лэжь. 171
47
Япэ щхьэ
1
Нап.88, лэжь. 180
48
Ет1уанэ щхьэ
1
Нап.91, лэжь. 185
49
50
51
Ещанэ щхьэ
Къызэрапщытэ диктант
Щыуагъэхэм елэжьыжын.
1
1
1
52
Глаголым и спряженэр.
1
Нап.95, лэжь. 193
Правилэхэр къэпщ.
Нап.92-93
правилэхэр зэгъ.
Нап.97, лэжь. 199
53
Глагол префиксхэмк1э гурыIуэныгъэ.
1
Нап.100, лэжь. 206
54
Зэры-, щ1э-, мы-, ф1э- префиксхэм я
тхык1эр.
Псалъэпкъым а-мрэ э-мрэ зэрыщатх
ЦэпапщIэхэмрэ префиксхэмрэ
1
Нап.103, лэжь.213
1
Нап.104 упш1
жэуап етын
55
5 Б\з Изложенэ
1
Карточкэк1э лэжь.
6
5 Глаголым теухуауэ къащ1ар
1
Пр.къэпщытэжын
7 егъэбыдыл1эн.
VII .БжыгъэцIэ (сыхь.5+ 1 сыхь къ.дикт)
5 БжыгъэцIэмкIэ гурыIуэгъуэ.
1
Нап.110, лэжь. 229
8
5 Зэрабж бжыгъэцIэхэр
1
Нап.112, лэжь.233
9
6 Зэрабж бжыгъэцIэхэр
1
Нап.113,лэжь.236
0
6 ЗэрызэкIэлъыкIуэ бжыгъэцIэхэр
1
Нап.106, лэжь. 168
1
6 ЗэрызэкIэлъыкIуэ бжыгъэцIэхэр
1
Нап.115.лэжь.240
2
VIII .Зэджам къытегъэзэжын (сыхь-5+ 1 проект
лэжь.)
6 Илъэсым яджар егъэбыдыл1эжын
1
Нап.118, лэжь245
3
6 Къызэщ1эзкъуэж къызэрапщытэ
1
Карточкэк1э лэжь.
4 диктант
6Щыуагъэхэм елэжьын
1
упщ1.жэуап етын
5
6 Проект лэжьыгъэ.
1
Нап.117-119
6
6 Зэджам къытегъэзэжын
1
Нап.119
7
6 Зэджам къытегъэзэжын
1
Нап. 120
8
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учебные пособия
1. Варквасова И.П., Карданова М.Т. Азбука 1 класс. [Текст, ил.]: Учеб.
пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа». –
Издательство «Эльбрус», 2020.– 160 с.
2. Варквасова И.П., Карданова М.Т. Iэрытх (Прописи к Азбуке) 1 класс.
[Текст, ил.]: для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа»,
Издательство «Эльбрус», 2020. – 80 с.
3. Карданов М.Л., Дыгова К.Х. Кабардинский язык. 4 класс. [Текст]: Учеб.
пособие для общеобразовательных учреждений / Изд. 1-е. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа», Издательство
«Эльбрус», 2020. – 128 с.
4. Карданова О.Х., Хубиева Ж.А. Кабардинский язык. 2 класс. [Текст]: Учеб.
пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа»,
Издательство «Эльбрус», 2020. –144 с.
5. Хубиева Ж.А., Татарова Ф.Ж. Кабардинский язык. 3 класс. [Текст]: Учеб.
пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа»,
Издательство «Эльбрус», 2020. –144 с.
Дополнительная литература, словари
6.
Апажев М.Л., Коков Д.Н. Кабардино-русский словарь. Около 27 000 слов / Под научной редакцией
доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с.
7.
Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т. Тимижев. – Нальчик: Эльбрус,
2008. – 112 с.
8.
Бижоев Б.Ч. Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000 слов / Под общей редакцией доктора
филологических наук Б.Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2013. – 848 с.
9.
Гяургиев Х.З. Дзасежев Х.Е. Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-II части. – Нальчик: Эльбрус, 2010. – 302
с. (I), 254 с. (II)
10.
Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинского языка: (Для шк.) / - Нальчик:
Эльбрус, 1997. – 118 с.
11.
Емузов А.Г. Англо-кабардино-русский фразеологический словарь. – Нальчик: Эльбрус, 1976г. – 350 с.
Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический словарь = Урыс-адыгэ термин
псалъалъэ: более 2500 слов / Н. Н. Зекореев. – Нальчик: Эльбрус, 1999. – 283 с.
12.
Кабардино-черкесский язык: [монография]: в 2 т. / [М. Л. Апажев и др.] гл. ред. М. А. Кумахов; Ин-т
гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. – Нальчик: Респ. полиграфкомбинат им.
Революции 1905 г.: Эль-Фа, 2006. – 547 с.
13.
Малаева Ф.Б. Детство Сабиигъуэ [Текст]: адэ-анэхэм, сабий садхэм щыIэ гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ
классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ /[зэхэзылъхьар Мэлэй Ф. Б.]. – Нальчик: Эльбрус, 2015. – 477 с.
14.
Сукунов Х. Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в иллюстрациях [Текст] =
Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture dictionary / Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова.
– Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
15.
Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: Ок. 31000 слов / Ин-т гуманитар. исслед.
Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад. наук; [М. Л. Абитов и др.]. - [1. изд.]. - М.: Дигора, 1999. – 852 с.
16.
Токова С.М., Афаунова А.А. Диктантхэмрэ изложенэхэрэ (Сборник диктантов и изложений)1-4 класс
[Текст] / Токъу С. М., АфIэунэ А. А. – Нальчик: Эльбрус, 2018. – 94 с.
17.
Токова С.М. Таблицы для начальной школы по кабардинской грамматике. 1 – 4 класс [табл. электр]
CD-ROM. Нальчик: Эльбрус, 2011.
18.
Урусов Х.Ш. Орфографический словарь кабардино-черкесского языка: 90000 слов / Урусов Х. Ш.,
Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982. – 1133 с.
Электронные ресурсы
19.
Портал «Российское образование» //URL:www.edu.ru
(датаобращения 21.06.2021).
20.
Фонд сохранения и изучения родных языков народов РоссийскойФедерации // URL:
https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2021).
21.
Единое окно доступа
к
образовательным
ресурсам.//
URL:http://window.edu.ru/resource/784/34784 (дата обращения: 14.07.2021).
22.
Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (датаобращения
21.06.2021).
21.06.2021).
23.
24.
Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org/(дата обращения
Нур (Свет): ежемесячный литературно-художественный журнал длядетей // URL: /
http://nurkbr.ru/ (дата обращения: 14.07.2021).
25.
Государственная национальная библиотека КБР // URL: http://xn--90aae3anv.xn--p1ai/ (дата обращения:
14.07.2021).
26.
Электронная библиотека
КБГУ http:// http://lib.kbsu.ru/ElectronicResources/ElectrinicLibrary.aspx
(дата обращения: 14.07.2021).
27.
Онлайн-словарь кабардино-черкесского языка (онлайн + приложение для Android) //
URL:http://www.amalнtus.com/ (дата обращения 21.06.2021).
28.
Образовательный Интернет-портал «Инфоурок» // URL: https://infourok.ru/diktanti-po- kabardinskomuyaziku-998481.html (дата обращения: 14.07.2021).
29.
Словарь «Лъэпкъым и гъуа// URL https://www. sites.google. com/site/ cerkesdict/ home/ ssylki (дата
обращения 21.06.2021).
30.
Онлайн-словарь «Glosbe»//URL:https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-черкесский (дата обращения:
03.07.2021).