РП - Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке

Пояснительная записка.
Программа по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке на
уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету,
ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики
обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение на родном
языке" курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном
языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и
передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических
ценностей, понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в
создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта
Российской Федерации, на формирование понимания родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и российской культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире,
национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении
на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.
Основная идея учебного предмета "Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке" состоит в том, что кабардино-черкесская литература включает в
себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции.
Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению,
кабардино-черкесская литература устанавливает преемственную связь прошлого,
настоящего и будущего национально-культурной традиции в сознании обучающихся.
Освоение программы по учебному предмету "Литературное чтение" в 1 классе
начинается вводным интегрированным курсом "Обучение грамоте" (66 часов).
Содержание курса "Литературное чтение", реализуемого в период обучения грамоте,
представлено в федеральной рабочей программе учебного предмета "Родной
(кабардино-черкесский) язык". Период обучения грамоте заканчивается к концу 1
класса и раздельного обучения учебных предметов "Родной (кабардино-черкесский)
язык" и "Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке" нет.
Раздельное изучение учебных предметов "Родной (кабардино-черкесский) язык" и
"Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке" начинается со 2
класса.
В содержание программы по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и
читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, творческая
деятельность обучающихся, круг детского чтения.
Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке
направлено на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования обучающихся;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение
работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта обучающихся средствами художественной
литературы, формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности, воспитание интереса и уважения к культуре народов России;
формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа, а также к жизни
и культуре народов России;
ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов,
формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке, - 102 часа: во 2 классе - 68 часа (2 часа в неделю).
Содержание обучения во 2 классе.
"IуэрыIуатэ - дыщэ пхъуантэ" ("Фольклор - золотой ларец").
Къуажэхьхэр (Загадки). Псалъэжьхэр (Пословицы). ПсынщIэрыпсалъэхэр
(Скороговорки). Нэщэнэхэр (Приметы). ДжэгукIэхэр (Игры и забавы). Таурыхъхэр,
псысэхэр (Сказки): "Дыгъужьыр, бажэр, адакъэр" ("Волк, лиса, петух"), "Аслъэнымрэ
дзыгъуэмрэ" ("Лев и мышь"), "Мыщэмрэ Бажэмрэ" ("Медведь и лиса"), "Бажэмрэ
Кърумрэ" ("Лиса и журавль" (русская народная сказка в обработке А. Афанасьева,
перевод Х. Кармокова).
"Бжьыхьэ дыщафэ" ("Золотая осень").
Бжьыхьэ (Осень). П. Хатуев, стихотворение "КIэпхъ" ("Белка"). Б. Карданов, рассказ
"Хьэту цIыкIурэ Жэмалрэ жыг зэрагъэкIар" ("Как Жамал и Хату выращивали деревья").
Б. Кагермазов, стихотворение "Ди кхъужьейр" ("Наши грушевые деревья"). Х. Абитов,
стихотворение "Бжьыхьэ" ("Осень"). А. Браев, рассказ "Мэз лъапэм" ("У лесной
опушки"). З. Налоев, стихотворение "Бжьыхьэр бейщ" ("Богатая осень").
"Ди ныбжьэгъуфI псэущхьэхэр" ("Наши друзья - животные").
В. Абитов, стихотворение "Си бажэ" ("Моя лиса"). Х. Кармоков, сказка "Хьэмрэ

Мыщэмрэ" ("Собака и Медведь"). Б. Жанимов, стихотворение "Къуалэбзу пшыналъэ"
("Птичья мелодия"). А. Куантов, рассказ "Джэджьейм и Iэмалыр" ("Изворотливый
цыпленок"). А. Черкесов, стихотворение "Парийрэ Юущэрэ" ("Парий и Куша"). М.
Кештов, стихотворение "Шырэ" ("Шырэ"). Б. Кагермазов, стихотворение "Цыжьбанэ"
("Ежик").
"ЩIымахуэр щIыIэми, зэман дахащэщ" ("Люблю природу зимой").
Дыкъэзыухъуреихь дуней. Япэ уэс (Окружающий мир. Первый снег). Л. Афаунов,
стихотворение "ЩIымахуэ" ("Зима"). Ф. Казанова, стихотворение "ГуфIэгъуэ"
("Радостное событие"). Б. Карданов, рассказ "Уэсыр джэдыгущ" ("Снег - покрывало").
Б. Журтов, рассказ "Бацэ". ("Бацэ"). А. Шогенцуков, стихотворение "ИлъэсыщIэ"
("Новый год"). Б. Жанимов, рассказ "БзуупцIэ" ("Черный дрозд").
"Лэжьыгъэр гуфIэгъуэщ" ("Труд - радость").
Л. Афаунов, стихотворение "ЩIылъэмрэ уафэмрэ" ("Земля и небо"). П. Кажаров,
стихотворение "IэщIагъэлI" ("Специалист"). Х. Гяургиев, рассказ "Нанэ" ("Нана"). Б.
Кагермазов, стихотворение "Бжэндэхъухэр згъэгуфIэнщ" ("Обрадую скворцов"). А.
Ханфенов, рассказ "Дыкъуэнагъ насыпыфIэ" ("Счастливый Джыкъуэнагъ"). З. Налоев,
рассказ "Зулий и жыг" ("Деревце Зулий"). О. Хашукоев, стихотворение "Хэт ар?" ("Кто
это?"). Б. Карданов, рассказ "Ныбжьэгъу пэж" ("Верный друг").
"Хэкум дрогушхуэ!" ("Мы гордимся своей Родиной!").
Ди Хэкур (Наша Родина). У. Ногмов, стихотворение "Къалэм сыщохьэщIэ" ("В гостях в
городе"). А. Шогенцуков, стихотворение "Сабиигъуэ" ("Детство"). А. Шоров,
стихотворение "Сыт насыпыр?" ("Что такое счастье?"). М. Губжев, рассказ
"Пщэдджыжьыр къуажэм" ("Утро в селе"). М. Ахметов, стихотворение "СощI сурэт"
("Я рисую").
"Къытхуеблагъэ, гъатхэ!" ("Добро пожаловать, весна!").
"ХъыбарегъащIэ" ("Оповещение"). Л. Афаунов, стихотворения "Гъатхэр къэсыжащ"
("Весна вернулась"), "Гъатхэ" ("Весна"). Б. Карданов, рассказ "Си мамэ дыщэ" ("Моя
золотая мама"). З. Налоев, рассказ "Лиуан и бдзэжьей ещэкIар" ("Как Лиуан ловил
рыбу"). П. Кажаров, стихотворение "Си мамэ" ("Моя мама"). Л. Шогенов,
стихотворение "Хьэсэн" ("Хасан"). Л. Бозиев, рассказ "МыIэрысэ дыщафэхэр"
("Золотистые яблоки").
"Гъэмахуэ тхъэжыгъуэ" ("Летнее изобилие").
Б. Аброкова, рассказ "Бжьэпэм" ("У обрыва"). М. Кештов, стихотворение "Жыгхэр
мэIущащэ" ("Шепот деревьев"). К. Ушинский, рассказ "Мэз цIыкIум" ("В лесу")
(Перевод А. Гергова). Б. Кагермазов, стихотворение "Псы цIыкIу" ("Ручеек").

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на
родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования.
В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском)
языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через
изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры
страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при
работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с
использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из
художественных произведений);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа,
способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
кабардино-черкесской литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений
фольклора и художественной литературы.
В результате изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии

текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в

Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные
(повествование) тексты;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности; корректировать свои
учебные действия для преодоления речевых ошибок.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее
достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном
(кабардино-черкесском) языке с использованием предложенного образца.
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая скорость
чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и
смыслового чтения;
строить короткое монологическое высказывание (краткий или развернутый ответ на
вопрос учителя);
слушать собеседника (учителя, одноклассника и другие), дополнять прозвучавшие
ответы новым содержанием;
работать в паре (малой группе) над элементарным анализом прочитанного
произведения;
составлять модели речи типов описание, рассказ;
пополнять активный словарный запас;
оценивать и характеризовать героев произведения;
выделять части текста по предложенному плану;
моделировать свою речь по типу сказки;
наблюдать за развитием сюжета в произведении;
выявлять авторское отношение к персонажам, их поведению;
составлять план прозаического произведения;
называть имена 2 - 3 классиков и современных детских авторов кабардинской

литературы;
иметь представление о названиях изученных произведений, кратко пересказывать их
содержание;
читать наизусть 5 - 6 несложных стихотворений (по выбору).

Тематическое планирование
2 класс
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электрон
ные
(цифров
ые)
образова
тельные
ресурсы

1

Псалъапэ (Введение)
Къэжэр П «Сабиигъуэ»
Хьэц1ык1у Хь. «Ныбжьэгъу пэж»
Джэрыджэ А «Адыгэбзэ»

3

www.kbncr
an.ru
https://ru.wi
kipedia.>wi
kwi>
https://sibza
.org/books

2

IуэрыIуатэ - дыщэ пхъуантэ"
("Фольклор - золотой ларец").
Къуажэхьхэр (Загадки). Псалъэжьхэр
(Пословицы). ПсынщIэрыпсалъэхэр
(Скороговорки). Нэщэнэхэр (Приметы).
ДжэгукIэхэр (Игры и забавы).
Таурыхъхэр, псысэхэр (Сказки):
"Дыгъужьыр, бажэр, адакъэр" ("Волк,
лиса, петух"), "Аслъэнымрэ
дзыгъуэмрэ" ("Лев и мышь"),
"Мыщэмрэ Бажэмрэ" ("Медведь и
лиса"), "Бажэмрэ Кърумрэ" ("Лиса и
журавль" (русская народная сказка в
обработке А. Афанасьева, перевод Х.
Кармокова).

7

www.kbncr
an.ru
https://ru.wi
kipedia.>wi
kwi>
https://sibza
.org/books

3

"Бжьыхьэ дыщафэ" ("Золотая
осень").

8

www.kbncr
an.ru
https://ru.wi
kipedia.>wi
kwi>
https://sibza
.org/books

9

www.kbncr
an.ru
https://ru.wi
kipedia.>wi

Бжьыхьэ (Осень). П. Хатуев,
стихотворение "КIэпхъ" ("Белка"). Б.
Карданов, рассказ "Хьэту цIыкIурэ
Жэмалрэ жыг зэрагъэкIар" ("Как Жамал
и Хату выращивали деревья"). Б.
Кагермазов, стихотворение "Ди
кхъужьейр" ("Наши грушевые
деревья"). Х. Абитов, стихотворение
"Бжьыхьэ" ("Осень"). А. Браев, рассказ
"Мэз лъапэм" ("У лесной опушки"). З.
Налоев, стихотворение "Бжьыхьэр
бейщ" ("Богатая осень").
4

"Ди ныбжьэгъуфI псэущхьэхэр"
("Наши друзья - животные").
В. Абитов, стихотворение "Си бажэ"

("Моя лиса"). Х. Кармоков, сказка
"Хьэмрэ Мыщэмрэ" ("Собака и
Медведь"). Б. Жанимов, стихотворение
"Къуалэбзу пшыналъэ" ("Птичья
мелодия"). А. Куантов, рассказ
"Джэджьейм и Iэмалыр"
("Изворотливый цыпленок"). А.
Черкесов, стихотворение "Парийрэ
Юущэрэ" ("Парий и Куша"). М. Кештов,
стихотворение "Шырэ" ("Шырэ"). Б.
Кагермазов, стихотворение "Цыжьбанэ"
("Ежик").

5

"ЩIымахуэр щIыIэми, зэман
дахащэщ" ("Люблю природу зимой").

kwi>
https://sibza
.org/books

8

Дыкъэзыухъуреихь дуней. Япэ уэс
(Окружающий мир. Первый снег). Л.
Афаунов, стихотворение "ЩIымахуэ"
("Зима"). Ф. Казанова, стихотворение
"ГуфIэгъуэ" ("Радостное событие"). Б.
Карданов, рассказ "Уэсыр джэдыгущ"
("Снег - покрывало"). Б. Журтов,
рассказ "Бацэ". ("Бацэ"). А.
Шогенцуков, стихотворение
"ИлъэсыщIэ" ("Новый год"). Б.
Жанимов, рассказ "БзуупцIэ" ("Черный
дрозд").
6

"Лэжьыгъэр гуфIэгъуэщ" ("Труд радость").

1

9

Л. Афаунов, стихотворение
"ЩIылъэмрэ уафэмрэ" ("Земля и небо").
П. Кажаров, стихотворение "IэщIагъэлI"
("Специалист"). Х. Гяургиев, рассказ
"Нанэ" ("Нана"). Б. Кагермазов,
стихотворение "Бжэндэхъухэр
згъэгуфIэнщ" ("Обрадую скворцов"). А.
Ханфенов, рассказ "Дыкъуэнагъ
насыпыфIэ" ("Счастливый
Джыкъуэнагъ"). З. Налоев, рассказ
"Зулий и жыг" ("Деревце Зулий"). О.
Хашукоев, стихотворение "Хэт ар?"
("Кто это?"). Б. Карданов, рассказ
"Ныбжьэгъу пэж" ("Верный друг").
7

"Хэкум дрогушхуэ!" ("Мы гордимся
своей Родиной!").
Ди Хэкур (Наша Родина). У. Ногмов,
стихотворение "Къалэм сыщохьэщIэ"
("В гостях в городе"). А. Шогенцуков,
стихотворение "Сабиигъуэ" ("Детство").
А. Шоров, стихотворение "Сыт

www.kbncr
an.ru
https://ru.wi
kipedia.>wi
kwi>
https://sibza
.org/books

www.kbncr
an.ru
https://ru.wi
kipedia.>wi
kwi>
https://sibza
.org/books

8

www.kbncr
an.ru
https://ru.wi
kipedia.>wi
kwi>

8

насыпыр?" ("Что такое счастье?"). М.
Губжев, рассказ "Пщэдджыжьыр
къуажэм"
"Къытхуеблагъэ, гъатхэ!" ("Добро
пожаловать, весна!").

https://sibza
.org/books
11

www.kbncr
an.ru
https://ru.wi
kipedia.>wi
kwi>
https://sibza
.org/books

5

www.kbncr
an.ru
https://ru.wi
kipedia.>wi
kwi>
https://sibza
.org/books

"ХъыбарегъащIэ" ("Оповещение"). Л.
Афаунов, стихотворения "Гъатхэр
къэсыжащ" ("Весна вернулась"),
"Гъатхэ" ("Весна"). Б. Карданов, рассказ
"Си мамэ дыщэ" ("Моя золотая мама").
З. Налоев, рассказ "Лиуан и бдзэжьей
ещэкIар" ("Как Лиуан ловил рыбу"). П.
Кажаров, стихотворение "Си мамэ"
("Моя мама"). Л. Шогенов,
стихотворение "Хьэсэн" ("Хасан"). Л.
Бозиев, рассказ "МыIэрысэ дыщафэхэр"
("Золотистые яблоки").
9

"Гъэмахуэ тхъэжыгъуэ" ("Летнее
изобилие").
Б. Аброкова, рассказ "Бжьэпэм" ("У
обрыва"). М. Кештов, стихотворение
"Жыгхэр мэIущащэ" ("Шепот
деревьев"). К. Ушинский, рассказ "Мэз
цIыкIум" ("В лесу") (Перевод А.
Гергова). Б. Кагермазов, стихотворение
"Псы цIыкIу" ("Ручеек").
Итого

1

68

0

2

Календарно- тематическое планирование
2 КЛАСС
№
п/п

1

2
3
4
5

6

7
8
9
10
11
12
13

14

15
16
17

Тема урока

Къэжэр П
«Сабиигъуэ»
Хьэц1ык1у Хь.
«Ныбжьэгъу пэж»
Джэрыджэ А
«Адыгэбзэ»
Къуажэхьхэр.
Псалъэжьхэр.
ПсынщIэрыпсалъэхэр
Нэщэнэхэр. Сабий
джэгук1эхэр
Таурыхъхэр,
псысэхэр :
«Дыгъужьыр, бажэр,
адакъэр»
Псысэ «Аслъэнымрэ
дзыгъуэмрэ»
«Мыщэмрэ Бажэмрэ»
«Бажэмрэ Кърумрэ»
Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэк1эплъык1эхэр.
Зыкъэпщытэж
Бжьыхьэ
Хьэту П. «К1эпхъ»
Къардэн Б. «Хьэту
ц1ык1урэ Жэмалрэ
жыг зэрагъэк1ар»
( 1 1ыхьэ)
Къардэн Б. «Хьэту
ц1ык1урэ Жэмалрэ
жыг зэрагъэк1ар»
(2 11ыхьэ)
Къагъырмэс Б. «Ди
къхужьейр»
Абыт1э Хъ.
«Бжьыхьэ»
Брай А. «Мэз
лъапэм»

Количество часов
Контроль
Всего
работы

1

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

Практичес
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

www.kbncran.ru
https://ru.wikipedia.>wikwi
>
https://sibza.org/books

18
19
20
21
22

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Нало З. «Бжьыхьэр
бейщ»
Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэк1эплъык1эхэр.
Зыкъэпщытэж
Абыт1э В. «Си бажэ»
Къэрмокъуэ Хь.
«Хьэмрэ Мыщэмрэ»
Жаным Б.
«Къуалэбзу
пшыналъэ»
К1уант1э 1.
«Джэджьейм и
1эмалыр» ( 1 1ыхьэ)
К1уант1э 1.
«Джэджьейм и
1эмалыр» ( 2 1ыхьэ)
Шэрджэс А.
«Парийрэ К1ущэрэ»
К1эщт М. «Шырэ»
Къагъырмэс Б.
«Цыжьбанэ»
Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэк1эплъык1эхэр.
Зыкъэпщытэж
Япэ уэс
Аф1эунэ Л.
«Щ1ымахуэ»
Аф1эунэ Л.
«Щ1ымахуэ
зэманыр»
Къэзан Ф.
«Гуф1эгъуэ»
Къардэн Б. «Уэсыр
джэдыгущ»
Журт Б. «Бацэ» 11ыхьэ
Журт Б. «Бацэ» 21ыхьэ
Щоджэнц1ык1у 1.
Илъэсыщ1э
Жаным Б. «Бзуупц1э»
Ди проектхэр.
Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэк1эплъык1эхэр.
Зыкъэпщытэж

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

39
40
41

42

43
44
45
46
47
48
49
50
51

52

53
54
55
56
57
58

Аф1эунэ Л.
«Щ1ылъэмрэ
уафэмрэ»
Къэжэр П.
«1эщ1агъэл1»
Джаурджий Хь.
«Нанэ»
Къагъырмэс Б.
«Бжэ
ндэхъухэр
згъэгуф1энщ».
Хьэнфэн А.
«Дыкъуэнагъ
насыпыф1э»
Нало З. «Зулий и
жыг»
Хьэщыкъуей О. «Хэт
ар ?»
Къардэн Б.
«Ныбжьэгъу пэж»
Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэк1эплъык1эхэр.
Зыкъэпщытэж
Ди Хэкур
Нэгумэ У. «Къалэм
сыщохьэщ1э»
Щоджэнц1ык1у А.
«Сабиигъуэ»
Шорэ А. «Сыт
насыпыр ?»
Гъубж М.
«Пщэдджыжьыр
къуажэм»
Ахъмэт М. «Сощ1
сурэт». Адыгэ хабзэм
щыщщ
Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэк1эплъык1эхэр.
Зыкъэпщытэж
Хъыбарегъащ1э
Аф1эунэ Л. «Гъатхэр
къэсыжащ»
Къардэн Б. «Си мамэ
дыщэ»
Нало З. «Лиуан и
бдзэжьей
ещэк1эр»
Къэжэр П. «Си мамэ»

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

Щоджэн Л. «Хьэсэн»
Аф1эунэ Л. «Гъатхэ»
Бозий Л. «Мы1эрысэ
61
дыщафэхэр»
62
Щамырзэ 1. «Нанэ»
Бзэгъэбзэрабзэ
63
щхъуэк1эплъык1эхэр.
Зыкъэпщытэж
Гъэмахуэ
тхъэжыгъуэ.
64
Аброкъуэ Б.
«Бжьэпэм»
К1эщт М. «Жыгхэр
65
мэ1ущащэ»
Ушинский К. «Мэз
66
ц1ык1ум»
Къагъырмэс Б. «Псы
67
ц1ыку»
Ди проектхэр.
Бзэгъэбзэрабзэ
68
щхъуэк1эплъык1эхэр.
Зыкъэпщытэж
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
59
60

1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1

68

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кумахова М.М. Анэдэлъхубзэ. Учебное пособие для 2 класса ,Нальчик:
Эльбрус, 2020г
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Балова Л.Ф. Методическое пособие к учебнику «Анэдэлъхубзэ»
2 класс. Нальчик 2016г
2. Хакуашев А.Х. Учебное пособие для кабардино-черкесских школ по
устному народному творчеству. Нальчик: «Эльбрус», 1992г
3. Курашинов Б.М. «Лъэпкъ гъуазэ» . Статьи, черки, зарисовки. Нальчик:
«Эльбрус», 2000г
4. Мизов М.Л. Кабардинская детская литература . Нальчик: «Эльбрус», 1994г
5. Жиляев Н.Х. Воспитание характера на народных традициях. Нальчик:
«Эльбрус», 1995г
6. Эржибов А.К. стихи, рассказы, сказки. Нальчик: «Эльбрус», 1995г
7. Абазов А.Ч. Кабардинские писатели, Нальчик: «Эльбрус», 1999г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

www.kbncran.ru
https://ru.wikipedia.>wikwi>
https://sibza.org/books


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».