Аннотация к рабочей программе по физической культуре 7-9 классов
на 2023-2024 учебный год
Примерная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 7—9
классов общеобразовательных организаций представляет собой методически
оформленную конкретизацию требований Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего среднего образования и раскрывает
их реализацию через конкретное предметное содержание.
Общая характеристика учебного предмета «физическая культура»
При создании Примерной рабочей программы учитывались потребности
современного российского общества в физически крепком и дееспособном
подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы
здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для
самоопределения, саморазвития и самоактуализации.
В Примерной рабочей программе нашли свои отражения объективно
сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского
общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие
требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания
школьного образования, внедрению новых методик и технологий в учебновоспитательный процесс.
В своей социально-ценностной ориентации Примерная рабочая программа
сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая
культура» в качестве средства подготовки учащихся к предстоящей
жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения функциональных и
адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важных
физических качеств. Программа обеспечивает преемственность с Примерной
рабочей программой начального среднего общего образования, предусматривает
возможность активной подготовки учащихся к выполнению нормативов
«Президентских состязаний» и «Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса ГТО».
Цели изучения учебного предмета «физическая культура»
Общей целью школьного образования по физической культуре является
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха. В Примерной рабочей программе для 7—9 классов
данная цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов
и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном
развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом
использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа
жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом.
Развивающая направленность Примерной рабочей программы определяется
вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма
занимающихся, являющихся основой укрепления их здоровья, повышения
надёжности и активности адаптивных процессов. Существенным достижением
данной ориентации является приобретение школьниками знаний и умений в
организации самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и
прикладно-ориентированной физической культурой, возможностью познания своих
физических способностей и их целенаправленного развития.
Воспитывающее значение Примерной рабочей программы заключается в
содействии активной социализации школьников на основе осмысления и понимания
роли и значения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к их
культурным ценностям, истории и современному развитию. В число практических
результатов данного направления входит формирование положительных навыков и
умений в общении ивзаимодействии со сверстниками и учителями физической
культуры, организации совместной учебной и консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых
результатов образования в основной школе является воспитание целостной
личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и
социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе
содержания учебной дисциплины «Физическая культура», которое представляется
двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным
(знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной
деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей
личностно значимого смысла, содержание Примерной рабочей программы
представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами в
раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта:
гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки),
спортивные игры, плавание. Данные модули в своём предметном содержании
ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся,
освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих
обогащению двигательного опыта.
Инвариантные и вариативные модули Примерной рабочей программы могут быть
реализованы в форме сетевого взаимодействия с организациями системы
дополнительного образования, на спортивных площадках и залах, находящихся в
муниципальной и региональной собственности.
Для бесснежных районов Российской Федерации, а также при отсутствии
должных условий допускается заменять инвариантный модуль «Лыжные гонки»
углублённым освоением содержания других инвариантных модулей («Лёгкая
атлетика», «Гимнастика», «Плавание» и «Спортивные игры»). В свою очередь,
модуль «Плавание», вводится в учебный процесс при наличии соответствующих
условий и материальной базы по решению муниципальных органов управления
образованием. Данный модуль, также как и модуль «Лыжные гонки», может быть
заменён углублённым изучением материала других инвариантных модулей
Вариативные модули объединены в Примерной рабочей программе модулем
«Спорт», содержание которого разрабатывается образовательной организацией на
основе Примерных модульных программ по физической культуре для
общеобразовательных организаций, рекомендуемых Министерством просвещения
Российской Федерации. Основной содержательной направленностью вариативных
модулей является подготовка учащихся к выполнению нормативных требований
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, активное вовлечение их
в соревновательную деятельность.
Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или
образовательной организации, модуль «Спорт» может разрабатываться учителями
физической культуры на основе содержания базовой физической подготовки,
национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В настоящей
Примерной рабочей программе в помощь учителям физической культуры в рамках
данного модуля, представлено примерное содержание «Базовой физической
подготовки».
Содержание Примерной рабочей программы изложено по годам обучения, где для
каждого класса предусмотрен раздел «Универсальные учебные действия», в котором
раскрывается вклад предмета в формирование познавательных, коммуникативных и
регулятивных действий, соответствующих возможностям и особенностям
школьников данного возраста. Личностные достижения непосредственно связаны с
конкретным содержанием учебного предмета и представлены по мере его раскрытия.
Содержание рабочей программы, раскрытие личностных и метапредметных
результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей
знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов основной школы и
подчёркивают её значение для формирования готовности учащихся к дальнейшему
образованию в системе среднего полного или среднего профессионального
образования.
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
Общее число часов для изучения физической культуры на уровне основной школе
составляет –: в 7 классе – 68 часа (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часа (2 часа в
неделю), в 9 классе – 68 часа (2 часа в неделю).
При разработке рабочей программы по предмету «Физическая культура» следует
учитывать, что вариативные модули (не менее 1 часа в неделю с 7 по 9 класс) могут
быть реализованы во внеурочной деятельности, в том числе в форме сетевого
взаимодействия с организациями системы дополнительного образования детей.
При подготовке Примерной рабочей программы учитывались личностные и
метапредметные результаты, зафиксированные в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования и в «Универсальном
кодификаторе элементов содержания и требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования».
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)