РП - Родной (кабардино – черкесский) язык 5-6

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский)
язык» (предметная область «Родной язык и родная литература») разработана для
обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы по родному (кабардино-черкесскому) языку.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (кабардиночеркесского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые

предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь
период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные
результаты за каждый год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 5-6 классов
основного общего образования разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной
на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит системнодеятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного
общеобразовательного

стандарта.

Использование

системно-деятельностного

подхода способствует формированию творческого мышления обучающихся.
При таком подходе обучающийся становится субъектом собственной учебной
деятельности.

Системно-деятельностный

подход

обеспечивает

формирование

готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование
и

конструирование

социальной

среды

развития

обучающихся

в

системе

образования, их активную учебно-познавательную деятельность, построение

образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей обучающихся.
В

содержании

программы

учебного

предмета

«Родной

(кабардино-

черкесский) язык» выделяются следующие содержательные линии: речевая
деятельность и культура речи, общие сведения о языке (раскрывает взаимосвязь
языка и истории, языка и материальной и духовной культуры кабардинцев и
черкесов, отражающий межкультурные и языковые взаимодействия с другими
народами России), разделы науки о языке, (устройство языка и особенности
функционирования языковых единиц).
Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность
к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного
этноса и других народов России, формирование отношения к кабардиночеркесскому языку как к духовному наследию народа, ответственности за его
изучение, сохранение и развитие;
формирование у обучающихся коммуникативных навыков, помогающих
пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах
общения с соблюдением норм этикета;
ознакомление с языковой системой, формирование базовых лексических,
грамматических,

стилистических,

орфоэпических,

орфографических

и пунктуационных знаний, умений и навыков, способности обучающегося к анализу
и оценке языковых явлений и фактов;
развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке,
осуществлять

поиск

информации

в

различных

источниках,

передавать

ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка, - 136 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание обучения в 5 классе.
1. Общие сведения о языке.
Вводный рассказ о происхождении родного языка. Диалог «Что значит
для меня мой родной язык».
Разделы науки о языке.
Язык и речь. Устная и письменная речи. Общие понятия о кабардиночеркесском языке. Повторение изученного материала в начальных классах.
Повторение частей речи. Правописание буквы а со звучанием [э]. Словообразование
и морфология.
2. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.
Абруптивные согласные звуки. Лабиализованные согласные звуки. Определение
терминов «фонетика» и «орфоэпия». Формулирование смыслоразличительной
функции звука. Объяснение знаков транскрипции и диакритических знаков
при написании слов, проведение транскрипции и фонетического разбора слов.
Объяснение системы гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда
и заднего ряда. Объяснение системы согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные,
абруптивные. Случаи несоответствия гармонии гласных и согласных. Анализ звукобуквенного состава слова. Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения
орфоэпических норм. Алфавит. Исторические сведения о создании алфавита.
Правописание разделительных ъ и ы. Слог. Правила переноса слов. Ударение.
Фонетический разбор.
3. Синтаксис и пунктуация.
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Предложение. Виды
предложений по цели высказывания. Главные члены предложения. Второстепенные
члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения
с однородными членами. Предложения с обращениями. Предложения с прямой
речью. Монолог. Диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен
мнениями. Нормы речевого поведения в разных ситуациях.
4. Лексика.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое
и переносное значение слова.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Использование толковых словарей, поиск
в них омонимов, синонимов.
5. Морфемика и словообразование.
Словообразовательные

префиксы.

Словообразовательные

суффиксы.

Словоизменительные морфемы. Правописание префиксов зы-, зэ-. Морфемный
разбор.
6. Морфология.
Понятие о морфологии. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя

существительное:

Нарицательные

и

значение,

собственные

признаки,

имена

синтаксические

существительные.

функции.

Уменьшительно-

ласкательные формы имён существительных. Правописание собственных имён
существительных (заглавная буква и кавычки). Число имён существительных. Типы
склонения имён существительных. Изменение собственных имён существительных
по падежам. Правописание существительных, заимствованных из русского языка.
Словообразование имён существительных. Морфологический разбор.
Глагол: основные грамматические признаки глагола. Времена глагола:
прошедшее, настоящее, будущее. Лицо и число глагола. Отличие неопределённой
формы глагола от других форм глагола и отличие её от существительных (щэн, вэнсэн, удын). Способы образования глагола.
Имя прилагательное: морфологические признаки, синтаксические функции
прилагательного.

Разряды

прилагательных

по

значению.

Качественные

и относительные прилагательные. Степени сравнения имён прилагательных.
Значение,

образование

и

изменение

прилагательных

в

сравнительной

и превосходной степени. Правописание прилагательных, являющихся определением
для существительных. Словообразование имён прилагательных. Образовывать
прилагательные от существительных.
7. Речевая деятельность и культура речи.

Монолог и диалог. Речь устная и письменная, разговорная и книжная. Защита
проекта.
Содержание обучения в 6 классе.
1. Общие сведения о языке.
Язык - основное средство общения. Понятие о родственных языках
и праязыке.
Разделы науки о языке.
Повторение. Синтаксис и пунктуация. Фонетика. Морфология.
2. Лексика.
Общеупотребительная
черкесском

языке.

лексика.

Архаизмы.

Заимствованные
Историзмы.

слова

Неологизмы.

в

кабардиноДиалектная

и профессиональная лексика. Фразеология. Аналоги фразеологизмов в русском
и кабардино-черкесском языках, синонимы-фразеологизмы.
3. Словообразование. Орфография.
Основные способы образования слов. Префиксация. Основные способы
образования

слов.

Суффиксация.

Основные

способы

образования

слов.

Основосложение. Словоизменение. Правописание сложных и сложносокращённых
слов. Морфемный разбор.
4. Морфология.
Глагол:
Переходные,

синтаксические
непереходные

функции.
глаголы.

Инфинитив.
Наклонения

Возвратные
глагола.

глаголы.

Изъявительное

наклонение. Условное наклонение. Сослагательное наклонение. Предположительное
наклонение. Желательное наклонение. Повелительное наклонение. Наклонение
удивления. Спряжение глаголов. Выявлять возвратные глаголы, добавочные
смысловые оттенки возвратных глаголов. Словообразование глаголов. Простые,
сложные и составные глаголы. Образовывать и объяснять образование сложных
и составных глаголов. Морфологический разбор.
Имя числительное. Роль числительных в речи. Имена числительные простые,
сложные и составные. Количественные числительные, их значение, склонение,
особенности

употребления

в

словосочетании.

Порядковые

числительные,

их значение, склонение и изменение. Разделительные числительные, их значение,
склонение и употребление. Дробные числительные, их значение и изменение.
Морфологический разбор.
Местоимение. Разряды местоимений по значению и грамматическим
свойствам.

Личные

местоимения,

их

значение,

склонение.

Указательные

местоимения: значение, склонение. Притяжательные местоимения: значение,
изменение и роль в предложении. Вопросительные местоимения: значение,
склонение. Относительные местоимения: значение, склонение. Определительные
местоимения: значение, склонение. Неопределённые местоимения: значение,
склонение. Отрицательные местоимения: значение, склонение. Морфологический
разбор.
5. Речевая деятельность и культура речи.
Работа с сочинениями. Сочинение-рассуждение. Работа с изложениями.
Изложение. Работа со словарями различных видов. Перевод текстов на русском
языке на кабардино-черкесский и наоборот. Стенография, прослушивание аудиовидео материалов с подробным пересказом. Защита проекта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров
из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском)
языке;
готовность
к

к

взаимопониманию

разнообразной
и

совместной

взаимопомощи,

деятельности,

активное

участие

стремление
в

школьном

самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней, волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардиночеркесского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного
(кабардино-черкесского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны,
других народов России, ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому)
языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым

в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков. Активное неприятие асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению
в разных видах искусства;
5) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
осознание

ценности

жизни

с

опорой

на

собственный

жизненный

и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного
поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на родном (кабардино-черкесском) языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления
с

деятельностью

и

результатам

филологов,
трудовой

журналистов,

деятельности,

писателей,

осознанный

уважение

выбор

и

к

труду

построение

индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно,
логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве
с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы,
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной,

технологической

и

социальной

сред,

готовность

в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:

к

участию

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об

основных

закономерностях

развития

человека,

природы

и

общества,

взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития
языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как
средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской
деятельности,

установка

на

осмысление

опыта,

наблюдений,

поступков

и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки
и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые
знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах
и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных
знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт,
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать

ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые

решения

и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать
в отсутствие гарантий успеха.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
умения совместной деятельности.
1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа,
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и

наблюдениях,

предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей

и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе
с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения
и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания

в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным
и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по

установлению

следственных
на

особенностей

связей

применимость

и

и

языковых

зависимостей
достоверность

единиц,

объектов

процессов,

между

информацию,

собой,

причиннооценивать

полученную

в

ходе

лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого

наблюдения,

исследования,

владеть

инструментами

оценки

достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст,

презентация,

несложными

таблица,

схемами,

схема) и иллюстрировать решаемые

диаграммами,

иной

графикой

и

задачи

их комбинациями

в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах
и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном
(кабардино-черкесском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать

намерения

других,

проявлять

уважительное

к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

отношение

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и

высказывать

идеи,

нацеленные

на

решение

задачи

и

поддержание

благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично

представлять

результаты

проведённого

языкового

анализа,

выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
4.У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться

в

различных

подходах

к

принятию

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы
в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть

разными

способами

самоконтроля

(в

том

числе

речевого),

самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности,
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь
с учётом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели
и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
6. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов,

разделять

сферу

ответственности

и

проявлять

готовность

к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
различать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую
речь;
развивать собственную речь через сочинения (повествование, рассуждение);
составлять устный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалогобмен мнениями;
строить монолог: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях;
определять термины «фонетика» и «орфоэпия»;
формулировать смыслоразличительные функции звука;
объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов,
проводить транскрипцию и фонетический разбор слов;
объяснять систему гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда
и заднего ряда;
объяснять

систему

согласных

звуков:

звонкие,

глухие,

абруптивные, лабиализованные;
объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных;
анализировать звуко-буквенный состав слов;
объяснять правописание буквы а со звучанием э;
объяснять правописание разделительных ъ, ы;

сонорные,

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм;
определять и формулировать значение алфавита;
рассказывать исторические сведения о создании алфавита;
объяснять историю кабардино-черкесской письменности;
объяснять значение письменности в жизни общества;
определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики;
определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы, основа
слова (производная, непроизводная);
различать

разновидности

аффиксов:

словообразовательные

и словоизменительные;
проводить морфемный разбор слова;
использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких согласных
в корне слова;
образовывать именные части речи, глаголы;
определять словоизменительные аффиксы: аффиксы категории падежа, числа,
принадлежности имён существительных, числа, лица, времени глаголов;
определять и отличать формообразующие аффиксы: имени существительного,
форм сравнения качественных имён прилагательных, отрицательная форма
глаголов, аффиксы форм глагола, обозначающие дополнительные значения;
выделять основу слова;
определять основу слова: исходная и словообразующая;
выявлять основы, образовавшие новое слово;
определять основные понятия лексикологии;
знать определение омонима, синонима, антонима;
формулировать прямое и переносное значение слова, использовать их в своей
речи;
понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;
отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова
с прямым и переносным значением;

находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи
омонимы, синонимы и антонимы;
пользоваться толковыми словарями и находить нужное слово;
определять основные понятия морфологии;
распознавать

самостоятельные

существительное,

имя

(знаменательные)

прилагательное,

имя

части

речи

числительное,

(имя
глагол)

по грамматическому значению и морфологическим признакам;
распознавать служебные части речи;
определять

грамматическое

значение

и

морфологические

признаки

существительного (число, принадлежность, падеж), прилагательного;
определять

собственные

и

нарицательные

имена

существительные

(тхылъ - Иуан, къалэ - Налшык, Iуащхьэмахуэ - бгы);
образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
определять правописание существительных, заимствованных из русского
языка;
склонять имена существительные: определенные, неопределённые;
определять синтаксическую роль имени существительного;
объяснять связь существительного с глаголом;
правильно

применять

аффиксы

падежей

имён

существительных

в предложении;
определять грамматические признаки глагола;
определять времена глагола;
определять лицо, число глагола;
различать неопределённую форму глагола от других форм глагола и отличать
её от существительных (щэн, вэн, сэн, удын);
определять

и

употреблять

в

речи

производные

и

непроизводные

прилагательные, качественные, относительные прилагательные;
определять формы сравнения качественных прилагательных;
образовывать имена прилагательные;
определять синтаксическую роль имён существительных, прилагательных;

определять

правописание

прилагательных,

являющихся

определением

для существительных;
различать степени сравнения имён прилагательных, значение, образование
и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени;
образовывать прилагательные от существительных;
проводить морфологический разбор именных частей речи;
применять

знания

по

морфемике

и

словообразованию

в

практике

правописания;
применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной речевой
практике;
применять морфологические знания и умения в практике правописания;
определять синтаксическую роль именных частей речи при поддержке
учителя;
самостоятельно, в паре, со взрослыми ставить и решать определенные цели
поэтапно, проводить исследования, защищать свою работу и (или) точку зрения
(защита проекта).
Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К
концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
определять родство с языками абхазо-адыгской языковой группы;
объяснять разницу между живыми и мёртвыми языками;
понимать и воспринимать основную и подтекстовую информацию;
осуществлять просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение;
воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме;
создавать

устные

и

письменные

монологические,

а

также

устные

диалогические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом
целей и ситуации общения;
объяснять происхождение кабардино-черкесской лексики и заимствованной
(приводить примеры общеадыгской лексики, заимствованной лексики из других
неродственных языков);
различать и употреблять в речи общеупотребительные слова;

различать, находить в тексте и употреблять в зависимости от ситуации слова
ограниченного

употребления:

диалектизмы,

профессионализмы

и

термины,

устаревшие слова, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы;
приводить аналоги фразеологизмов в русском и кабардино-черкесском языках,
подбирать синонимы-фразеологизмы;
составлять предложения с фразеологизмами;
оценивать уместность употребления заимствований, лексики ограниченного
употребления, фразеологизмов в своей и чужой речи;
распознавать аффиксы наклонений, времён глагола, словообразовательные
и словоизменительные суффиксы и префиксы;
определять

способ

словообразования:

префиксальный,

суффиксальный,

префиксально-суффиксальный, основосложение;
выявлять правописание сложных и сложносокращённых слов;
распознавать глагол, числительное, местоимение среди других частей речи
по грамматическому значению и морфологическим признакам;
определять морфологические признаки и синтаксическую роль глагола,
числительного и местоимения;
определять простые, сложные и составные глаголы;
определять начальную форму глагола;
образовывать и объяснять образование сложных и составных глаголов;
образовывать глаголы с помощью аффиксов;
выделять инфинитив, суффикс инфинитива;
различать переходные, непереходные глаголы;
употреблять в письменной и устной речи наклонения глагола: изъявительное,
условное,

сослагательное,

предположительное,

желательное,

повелительное,

наклонение удивления;
спрягать глагол;
выявлять возвратные глаголы, добавочные смысловые оттенки возвратных
глаголов;
выделять имя числительное, формулировать роль числительных в речи;

определять числительные простые, сложные и составные;
использовать в речи количественные, порядковые, разделительные, дробные
числительные;
объяснять значение числительных, склонение, особенности употребления
в словосочетании;
определять

основные

морфологические

и

синтаксические

формы

местоимения;
определять разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам:
личные,

указательные,

определительные,

притяжательные,

неопределённые,

вопросительные,

отрицательные: склонение,

относительные,
их значение,

изменение и роль в предложении;
выполнять морфологический разбор глагола, числительного, местоимения;
определять синтаксическую роль глагола, числительного, местоимения.
соблюдать лексические нормы кабардино-черкесского литературного языка;
переводить тексты на русском языке на кабардино-черкесский и наоборот,
стенографировать аудио-видео материалы с подробным пересказом;
составлять план изложения или сочинения самостоятельно, логически
последовательно выполнять письменные работы - сочинения, изложения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
учебного
предмета

Колич
ество
часов

Програмное
содержание

Вид деятельности
обучающихся

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы)

5 класс
Раздел 1. Пэщ1эдзэ классхэм щаджам къытегъэзэжын.
1.1
Бзэ. Жьабзэ,
1
Бзэр зызыужь, Бзэм и зыужьыныгъэр
къызыхэкIымрэ
ар
зызыхъуэж
тхыбзэ
зэлъытамрэ;
Iуэхугъуэу
литературэбзэр
зэрыщыт.
къызэрыгуэкI
Бзэмрэ
псэлъэкIэм
речымрэ.
къыщхьэщызыгъэкI
Жьабзэмрэ
щытыкIэхэр зэриIэм
тхыгъэбзэмрэ. щыгъуазэ зыщIыныр.
Литературэбз
э
1.2
Псалъэр зэрызэхэт 1
ПэщIэдзэ классхэм
Къэпщытэжы
щагъуэта
Iыхьэхэр.
ныгъэ.
щIэныгъэхэр
къэпщытэжыныр,
ахэр къэсэбэпыныр.
1.3

Псалъэ
лъэпкъыгъуэхэр.
Макъзешэ {Э}
къапсэлъу
хьэрфзешэ {А}
щатхыр.

Итого по разделу:

Макъзешэ э
къикIыу
хьэрфзешэ а
щатхым
и
щапхъэ нэхъ
тыншхэр.
Псалъэ
лъэпкыгъуэхэ
р
къэпщытэжын
ыр.

1

ПэщIэдзэ классхэм
щагъуэта
щIэныгъэхэр
къэпщытэжыныр,
ахэр къэсэбэпыныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

3

Раздел 2. Фонетикэ. Графикэ. Орфографие. Орфоэпие. Макъзешэмрэ хьэрфзешэмрэ.
http://book.cnppm.ru
2.1
Алфавит.
1
Макъымрэ
Фонетикэм и
https://learningapps.org/myapp
жьэрфымрэ.
хабзэхэр ящIэным
Макъзешэ.
ехьэлIа лэжьыгъэхэр s.php
Хьэрфзешэ.
.https://www.jigsawplanet.com
гъэзэщIэныр..

2.2

Макъ
дэк1уашэмрэ
хьэрф
дэк1уашэмрэ.

1

Фонетикэмк1
э щ1эныгъэм
хэгъэхъуэныр
,
макъхэр
зэхагъэк1ыфу
есэныр.

Фонетикэм и
хабзэхэр ящIэным
ехьэлIа лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр..

2.3

Макъ дэк1уашэ

1

Фонетикэмк1

Фонетикэм и

/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru

жьгъыжьгъхэмрэ
дэгухэмрэ.

2.4

Макъ дэк1уашэ
зэгуэгъухэмрэ
гуэгъу
зимы1эхэмрэ

2.5

Хьэрф ы, ъ-хэр
макъзэпэщIэхыу
къыщыкIуэр.

2.6

Фонетическэ
зэпкърыхыныгъэ
егъэкIуэкIын.

2.7

Словарнэ
диктант
(орфографием
тегъэщIауэ).

2.8

2.9

Фонетикэмк1э
къэпщытэжыныгъ
э
Изложенэ «Псым
и мыхьэнэр»

Изложенэр тхыжын

э щ1эныгъэм хабзэхэр ящIэным
хэгъэхъуэныр ехьэлIа лэжьыгъэхэр
,
макъхэр гъэзэщIэныр..
зэхагъэк1ыфу
есэныр.

https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

Фонетикэмк1
э щ1эныгъэм
хэгъэхъуэныр
,
макъхэр
зэхагъэк1ыфу
есэныр.

Фонетикэм и
хабзэхэр ящIэным
ехьэлIа лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр..

Зы
макъ,
макъитI
къэзыгъэлъаг
ъуэ хьэрфхэр
(а,
я,
е,
нэгъуэщIхэри
).
Макъ
къэзымыгъэлъ
агъуэ
хьэрфхэр (ь,
ъ).
зэхагъэк1ыфу
есэныр
Фонетикэмк1
э
яджахэр
егъэбыдыл1эн
.

Макъымрэ
хьэрфымрэ тегъэщ1а
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

Щ1эныгъэр
къэпщытэн

Орфографием и
хабзэхэм тету
тхэнымк1э лэжьыгъэ
ядегъэк1уэк1ын

1

ЗэдэIуар
тхыгъэкIэ
зэгъэкIуауэ
къэIуэтэжыны
мкIэ яIэ
есэныгъэхэр
егъэфIэкIуэны
р.

Къэзыхъуреихь
дунейр къабзэу
щытыным и
мыхьэнэр
зыхезыгъащIэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

1

ЗэдэIуар
тхыгъэкIэ
зэгъэкIуауэ
къэIуэтэжыны

Къэзыхъуреихь
дунейр къабзэу
щытыным и
мыхьэнэр

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com

1

Щ1эныгъэ
ягъуэтахэр
егъэбыдыл1эн.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

мкIэ яIэ
зыхезыгъащIэ
есэныгъэхэр
лэжьыгъэхэр
егъэфIэкIуэны гъэзэщIэныр.
р.
Итого по разделу:

/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

9

Раздел 3. Синтаксисымрэ нагъыщэхэмрэ.

3.1

Псалъэ зэпхахэр,
нэхъыщхьэмрэ
к1эрыдзэнымрэ.

1

3.2

Псалъэуха.
Псалъэухам и
грамматическэ
лъабжьэр.

1

Псалъэ
зэпхамрэ
псалъэухамрэ
зэрызэщхьэщ
ык1ыр.

Псалъэ
зэпхар,
псалъэухар
ягъэбелджылыуэ,
тхыгъэм къыхахыфу
есэнымкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.
Псалъэухам и Псалъэ
зэпхар,
щытык1э
псалъэухар
щхьэхуэхэр
ягъэбелджылыуэ,
ящ1эныр.
тхыгъэм къыхахыфу,
грамматическэ
лъабжьэр
къагъэлъэгъуэфу
есэнымкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.
Псалъэухам и Лэжьыгъэхэр
пкъыгъуэ
гъэзэщIэн,
етIуанэхэр.
псалъэухам
и
пкъыгъуэхэмкIэ

Псалъэуха
л1эужьыгъуэхэр.

3.3

Псалъэухам и
пкъыгъуэ
ет1уанэхэр.
Дополненэ.

1

3.4

Определенэ.

1

3.5

3.6

Обстоятельствэ

Пкъыгъуэ
зэлъэпкъэгъу
зыхэт
псалъэухахэр.

Псалъэухам и Лэжьыгъэхэр
пкъыгъуэ
гъэзэщIэн,
етIуанэхэр.
псалъэухам
пкъыгъуэхэмкIэ

Псалъэухам и Лэжьыгъэхэр
пкъыгъуэ
гъэзэщIэн,
етIуанэхэр.
псалъэухам
пкъыгъуэхэмкIэ

1

1

Пкъыгъуэ
зэлъэпкъэгъух
эр я бзэм,
тхыгъэм
къыщагъэсэбэ

и

и

Пкъыгъуэ
зэлъэпкъэгъухэр
я
бзэм,
тхыгъэм
къыщагъэсэбэпу
есэнымк1э

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti

пу есэныр

лэжьыгъэхэр,
къэзыхъуреихь
дунейр
къабзэу
щыгъэтыным
ехьэл1ауэ.
Зэрызыхуагъа Зэрызыхуагъазэ
зэ псалъэхэр. псалъэхэр тыхыгъэм
я
бзэм, къыхагъэщыфу,
тхыгъэм
хагъэувэфу
есэн
къыщагъэсэбэ папщIэ, лэжьыгъэхэр
пу есэныр
егъэкIуэкIын.

3.7

Зэрызыхуагъазэ
псалъэхэр.
Нагъыщэхэр
зэрагъэувыр.

1

3.8

Диалогымрэ
монологымрэ.

1

Диалогымрэ
монологымрэ
тхыгъэмрэ
жьэры1уатэзэ
мрэ .

Диалогыр
къагъэсэбэпыфу
есэнымкIэ
лэжьыгъэхэр.

3.9

Псалъэ занщIэ.

1

Псалъэ
занщ1эм
и
мыхьэнэр,
къызэрагъэсэб
эпымрэ
нагъыщэхэм я
гъэувык1эмрэ

3.10

Къэпщытэжыны
гъэ.
Синтаксическэк
1э
зэпкърыхыныгъэ

3.11

Тест лэжьыгъэ.
(псалъэухамкIэ)

Псалъэ занщIэр,
диалогыр
къагъэсэбэпыфу
есэнымкIэ
лэжьыгъэхэр,
зэныбжьэгъуныгъэ
м, зыр адрейм
щIэгъэкъуэн
хуэхъуныр
къызыхэщ тхыгъэхэр
тегъэщIапIэ щIауэ.
Псалъэ
зэпхар,
псалъэухар
ягъэбелджылыуэ,
тхыгъэм къыхахыфу,
грамматическэ
лъабжьэр
къагъэлъэгъуэфу
есэнымкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.
Лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэн,
псалъэухам
ехьэл1ауэ.

3.12

Диктант,
грамматическ
э лэжьыгъэ
щ1ыгъуу.

Псалъэухамк1
э щ1эныгъэр
егъэбыдыл1эн

Псалъэухамк1
э
ягъуэта
щ1эныгъэхэр
къызэрапщыт
э лэжьыгъэ.

1

1

vities

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
Я щ1эныгъэр Тхыгъэ
зэдаIуэр, http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
къызэрапщыт орфографием,
э лэжьыгъэ.
пунктуацием
и s.php
хабзэхэм тету ятхыу .https://www.jigsawplanet.com
есэнымкIэ лэжьыгъэ. /Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

3.13

1
Щыуагъэхэм
елэжьыжыныгъэ.
Къэпщытэжыны
гъэ

Итого по разделу:

Пкъыгъуэ
зэлъэпкъэгъух
эр я бзэм,
тхыгъэм
къыщагъэсэбэ
пу есэныр

Пкъыгъуэ
зэлъэпкъэгъухэр
я
бзэм,
тхыгъэм
къыщагъэсэбэпу
есэнымк1э
лэжьыгъэхэр,
къэзыхъуреихь
дунейр
къабзэу
щыгъэтыным
ехьэл1ауэ.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

13

4. Лексикэ.

Псалъэм и
лексическэ
кущ1эр. Зы
купщ1э зи1э
псалъэхэмрэ
купщ1э зыбжанэ
зи1э
псалъэхэмрэ.
(Омонимхэр).
Псалъэм и
купщ1э
занщ1эмрэ
зэхьэк1амрэ

1

Мыхьэнэ куэд
зиIэ,
зы
мыхьэнэ
фIэкIа зимыIэ
псалъэхэр.
псалъэхэр
зэрызэщхьэщ
ык1ыр
егъэджын.

Лексикэм и
Iэмалхэр тхыбзэм,
жьэрыIуатэбзэм
къыщагъэсэбэпыфу
есэным ехьэлIа
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

1

Псалъэм и
купщ1э
занщ1эмрэ
зэхьэк1амрэ

1

4.4

Зи купщ1эр
зэпэгъунэгъу
псалъэхэр.
(Синонимхэр).

1

4.5

Зи купщ1э
зэпэщ1эуэ
псалъэхэр.(Анто
нимхэр)

1

Антоним
псалъэхэр я
бзэм, тхыгъэм
къыщагъэсэбэ
пыфу есэныр

4.6

Лексикэмк1э
къэпщытэжыныг
ъэ.

1

Бзэр къулей
зыщI Iэмалхэр
жьэры1уатэбз

Лексикэм и
Iэмалхэр тхыбзэм,
жьэрыIуатэбзэм
къыщагъэсэбэпыфу
есэным ехьэлIа
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.
Лексикэм и
Iэмалхэр тхыбзэм,
жьэрыIуатэбзэм
къыщагъэсэбэпыфу
есэным ехьэлIа
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.
Лексикэм и
Iэмалхэр тхыбзэм,
жьэрыIуатэбзэм
къыщагъэсэбэпыфу
есэным ехьэлIа
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.
Лексикэм и
Iэмалхэр тхыбзэм,
жьэрыIуатэбзэм
къыщагъэсэбэпыфу
есэным ехьэлIа
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.
Яджахэр
къызэщ1экъуэжын.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

4.3

Зи мыхьэнэр
зэхьэкIауэ
къагъэсэбэп
псалъэхэр
зэрызэщхьэщ
ык1ыр
егъэджын.
Псалъэм
и
купщ1э
занщ1эмрэ
зэхьэк1амрэ
зэрызэщхьэщ
ык1ыр
егъэджын.
Синоним
псалъэхэр я
бзэм, тхыгъэм
къыщагъсэбэп
ыфу есэныр

4.1

4.2

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php

эм, тхыгъэм
къыщыгъэсэб
эпыныр.
4.7

Изложенэм и
текстым
егъэлэжьыныгъэ
. «МыIэрысейм и
жэуапыр».

1

Бзэм
зегъэужьын.

4.8

Изложенэр
тхыжын.

1

Бзэм
зегъэужьын.

Итого по разделу:

Къэзыхъуреихь
дунейр къабзэу
щытыным и
мыхьэнэр
зыхезыгъащIэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.
ЗэдэIуар тхыгъэкIэ
зэгъэкIуауэ
къэIуэтэжынымкIэ
яIэ есэныгъэхэр
егъэфIэкIуэныр.
Бзэм зегъэужьыныр.

.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

8

5.Псалъэ къэхъук1э

5.1

Псалъэм щыщ
1ыхьэхэр.
(морфемэхэр)
Лъабжьэ.

1

Псалъэ
къэхъук1эмк1
э,
зэхъуэк1ык1э
мк1э
щ1эныгъэм
хэгъэхъуэн.

5.2

Псалъэ
къызэрыхъу
префиксхэр.

1

5.3

Псалъэ
къызэрыхъу
суффиксхэр.

1

5.4

ЗэхъуэкIа
зэрыхъу
префиксхэр.

1

Псалъэ
къэхъук1эмк1
э,
зэхъуэк1ык1э
мк1э
щ1эныгъэм
хэгъэхъуэн.
Псалъэ
къэхъук1эмк1
э,
зэхъуэк1ык1э
мк1э
щ1эныгъэм
хэгъэхъуэн.
Псалъэ
къэхъук1эмк1
э,
зэхъуэк1ык1э

Псалъэр
къызэрыхъумкIэ,
псалъэр зэхъуэкIа
зэрыхъумкIэ
щIэныгъэхэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъэхэр
гэзэщIэныр.
Лэжьыгъэр
тегъэщэн адэ-анэм
пщIэ хуэщIыным.
Псалъэр
зэрызэхэтымкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

Псалъэр
зэрызэхэтымкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

Псалъэр
зэрызэхэтымкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

5.5

ЗэхъуэкIа
зэрыхъу,
суффиксхэр.

1

5.6

Префикс зы-,зэщатхыр.

1

5.7

Псалъэ
къэхъук1эмк1э,
зэъуэк1ык1эмк1
э
къэпщытэжыныг
ъэ
Псалъэр
зэрызэхэт
1ыхьэк1э
зэпкърыхыныгъэ
.

1

5.9

Грамматическэ
лэжьыгъэ
зыщIыгъу
диктант.

1

5.10

Щыуагъэхэм
1
елэжьыжыныгъэ.

5.8

Итого по разделу:

1

мк1э
щ1эныгъэм
хэгъэхъуэн.
Псалъэ
къэхъук1эмк1
э,
зэхъуэк1ык1э
мк1э
щ1эныгъэм
хэгъэхъуэн.
Орфографием
и хабзэхэмк1э
щ1эныгъэм
хэгъэхъуэн.

лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

https://wordwall.net/ru/myacti
vities

Псалъэр
зэрызэхэтымкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

Щыуагъэншэу
тхэнымкIэ есэныгъэр
езыгъфIакIуэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

Яджар
Псалъэ
егъэбыдыл1эн къэхъук1эмк1э,
.
зэхъуэк1ык1эмк1э
щ1эныгъэр
езыгъэбыдыл1э
лэжьыгъэхэр
гъэзэщ1эныр.
Яджар
Псалъэ
егъэбыдыл1эн къэхъук1эмк1э,
.
зэхъуэк1ык1эмк1э
щ1эныгъэр
езыгъэбыдыл1э
лэжьыгъэхэр
гъэзэщ1эныр.
Щ1эныгъэ
Орфографием и
ягъуэтар
хабзэхэм тету
къагъэсэбэпы тхэнымкIэ яIэ
фу есэныр.
еэныгъэхэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъэ
гъэзэщ1эныр.
Орфографием Щыуагъэншэу
и хабзэхэмк1э тхэнымкIэ есэныгъэр
щ1эныгъэм
езыгъфIакIуэ
хэгъэхъуэн.
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

10

6.Морфологие.
6.1

Морфологие.

Бзэм
и
1ыхьэхэм
щыщу
морфорлогие
м
къызэщ1иубы
дыэр.

Бзэм и Iыхьэхэм
щыгъуазэу, ахэр
зэхагъэкIыфу
езыгъасэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

6.2

ЩыIэцIэ.
ЩыIэцIэ уней,
зэдай.

1

ЩыIэцIэм и
мыхьэнэр,
морфологичес
кэ
щытыкIэхэр,
игъэзащIэ
синтаксическэ
къалэнхэр.
Щы1эц1эмк1э
щ1эныгъэм
хэгъэхъуэн.

Бзэм и Iыхьэхэм
щыгъуазэу, ахэр
зэхагъэкIыфу
езыгъасэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

6.3

ЩыIэцIэм и
закъуэ, куэд
бжыгъэр. Закъуэ
бжыгъэу фIэкIа
къэмыкIуэ
щыIэцIэхэр.
Куэд бжыгъэу
фIэкIа къэмы
кIуэ щыIэцIэхэр.
ЩыIэцIэхэр
падежкIэ
зэхъуэкIа
зэрыхъур.

1

ЩыIэцIэмкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъ
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

1

ЩыIэцIэмкIэ
щIэныгъэм
хэгъэхъуэн.

ЩыIэцIэмкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъ
гъэзэщIэныр.

Урысыбзэм
щыщ псалъэу
адыгэбзэм
къищтэ
щыIэцIэхэм я
тхыкIэр.

1

ЩыIэцIэмкIэ
щIэныгъэм
хэгъэхъуэн.

ЩыIэцIэмкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъ
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

6.5

6.6

ЩыIэцIэхэр
къызэрыхъу
щIыкIэр.

1

ЩыIэцIэмкIэ
щIэныгъэм
хэгъэхъуэн.

ЩыIэцIэмкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъ
гъэзэщIэныр.

6.7

ЩыIэцIэр
морфологическэ
зэпкърыхыныгъэ
.

1

Яджахэр
ЩыIэцIэмкIэ
къызэщ1экъуэ щIэныгъэм
жын.
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъ
гъэзэщIэныр.

6.8

Щы1эц1эмк1э
къэпщытэжыныг
ъэ

1

ЩыIэцIэмкIэ
щIэныгъэм
хэгъэхъуэн.

6.4

Словарнэ
диктант ( щыI.
ун.)
Итого по разделу:

ЩыIэцIэмкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъ
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

8

7.Глагол
7.1

Глаголым и

1

Глаголым

и Морфологием и

http://book.cnppm.ru

мыхьэнэр.
Глаголым и зэманыр.
Блэк1а зэман.
Къэк1уэну зэман.

мыхьэнэр,
морфологичес
кэ
щытыкIэхэр,
игъэзащIэ
синтаксическэ
къалэнхэр.
Глаголымк1э
щIэныгъэм
хэгъэхъуэн.

Iыхьэхэм щыгъуазэу,
ахэр зэхагъэкIыфу
езыгъасэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

Глаголымк1э
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъ
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

7.2

Глаголым и зэманыр. 1
Ит зэман

7.3

Глаголым и щхьэмрэ
бжыгъэмрэ

1

Глаголымк1э
щIэныгъэм
хэгъэхъуэн.

Глаголымк1э
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъ
гъэзэщIэныр.

7.4

Глаголым и
къэхъук1эр.

1

Глаголымк1э
щIэныгъэм
хэгъэхъуэн.

Глаголымк1э
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъ
гъэзэщIэныр.

7.5

Грамматичкскэ
лэжьыгъэ
зыщIыгъу диктант

1

Щ1эныгъэр
къэпщытэн

7.6

Щыуагъэхэм
елэжьыжыныгъэ.
Глаголымк1э
къэпщытэжыныгъэ

1

Щ1эныгъэм
хэгъэхъуэн.

Орфографием и
хабзэхэм тету
тхэнымкIэ
есэныгъэм
хэзыгъахъуэ, ахэр
къызэрапщытэж
лэжьыгъэ
гъэзэщIэныр.
Щыуагъэншэу тхэн
папщIэ лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

Итого по разделу:

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

6

8. Плъыфэц1э.
8.1

Плъыфэц1эхэр
жыгъэк1э, падежк1э
зъэхъуэк1а
зэрыхъур, абыхэм
псалъэухам
щагъэзащ1э
къалэнхэр.

1

Плъыфэк1эмк
1э щIэныгъэм
хэгъэхъуэн,
абы и
морфологичес
кэ
синтаксическэ
щытык1эхэм
щыгъэгъуэзэн
ыр.

Плъыфэц1эмк1э
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъ
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

8.2

ЩытыкIэ къызэрыкI
плъыфэцIэрэ
зыщыщыр
къэзыгъэлъагъуэ
плъыфэцIэрэ.

1

8.3

ПлъыфэцIэхэм я
зэгъэпщэныгъэ
степенхэр.

1

8.4

ПлъыфэцIэр
щыIэцIэм и
определенэу
къыщыкIуэм и деж и
тхыкIэр.

1

8.5

ПлъыфэцIэр
къызэрыхъу
щIыкIэр.

1

8.6

Къэпщытэжыныгъэ.

1

8.7

Б/З Сочиненэм
елэжьыныгъэ
«Уи хэку уисыжмэ,
улъэщщ»

1

ЩытыкIэ
къызэрыкI
плъыфэцIэрэ
зыщыщыр
къэзыгъэлъаг
ъуэ
плъыфэцIэрэ
зэрызэщхьэщ
ык1ыр
Зэгъэпщэныгъ
э
степенхэм,пл
ъыфэцIэр
щыIэцIэм
и
определенэу
къыщыкIуэм
и
деж
и
тхыкIэм
щыгъэгъуэзэн
ыр.
Плъыфэц1эмк
1э щIэныгъэм
хэгъэхъуэн.

ПлъыфэцIэмкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

ПлъыфэцIэмкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

ПлъыфэцIэмкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

Плъыфэц1эмк ПлъыфэцIэмкIэ
1э щ1эныгъэм ягъуэта щIэныгъэм
хэгъэхъуэн
хэзыгъахъуэ; бзэм
плъыфэцIэхэр
къыщагъэсэбэу
есэнымкIэ лэжьыгъэ
гъэзэщIэныр.
Плъыфэц1эмк ПлъыфэцIэмкIэ
1э щ1эныгъэр ягъуэта щIэныгъэм
егъэбыдыл1эн хэзыгъахъуэ; бзэм
ыр
плъыфэцIэхэр
къыщагъэсэбэу
есэнымкIэ лэжьыгъэ
гъэзэщIэныр.
Бзэм
Уи хэку
зегъэужьыны ебгъэфIакIуэу,
р.
плъытэу, бгъэпэжу,
укъыщхэщыжу
ущытыным; уи
бзэр пхъумэжу
ущытыным и
мыхьэр
зыхезыгъащIэ
псалъэмакъым
гупсысэр
къыщыгъэлъэгъуэны
р,къыщыIуэтэныр,тх

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

ыгъэм
къыщыгъэлъэгъуэны
р.
Щ1эныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

8.8

Сочиненэр ятхыж

1

Щ1эныгъэркъ
эгъэлъэгъуэн
ыр.

8.9

Проект лэжьыгъэ.

1

Щ1эныгъэ
ягъуэтар
къагъэсэбэпы
фу есэныр.

8.10

Гъэ псом яджамкIэ
къэпщытэжыныгъэ

1

Гъэ
псом ЩIэныгъэр
яджамк1э
къэгъэлъэгъуэныр.
лэжьыгъэхэр.

8.11

Гъэ псом яджамкIэ
тест лэжьыгъэ

1

Гъэ
псом ЩIэныгъэр
яджамк1э
къэгъэлъэгъуэныр.
щ1эныгъэ
къэпщытэн.

Итого по разделу:
Итоговый контроль
Сочинения
Изложения
Диктант с
грамм.заданием
Тесты
Проекты

11
2
2
3
2
1

19
Повторение
пройденного
материала

5

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

Псалъэр
зэрызэхэтымкIэ
щIэныгъэм
хэзыгъахъуэ
лэжьыгъэхэр
гъэзэщIэныр.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities
http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapp
s.php
.https://www.jigsawplanet.com
/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myacti
vities

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
1. Карданов М.Л., Дыгова К.Х. Кабардино-черкесский язык.
5 кл.
Нальчик, «Эльбрус», 2023 г.
2. Машукова А.М., Кампуева А. С. Кабардино-черкесский язык. 6 кл.
Нальчик, «Эльбрус», 2023 г.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
1.
2.
3.
4.

http://book.cnppm.ru
https://learningapps.org/myapps.php
https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
https://wordwall.net/ru/myactivities


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».