Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской республики
Урванский муниципальный район
МКОУ СОШ №2 с.п. Старый Черек
Рабочая программа
по предмету
«Культура народов КБР»
для 10 класса
Учитель-Пшихопова Э.В.
с.п.Старый Черек 2023г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Культура народов КБР» для 10-11х
классов
составлена
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования. Рабочая
программа ориентирована для изучения курса «Культура народов КБР» для 1011классов, Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев.
Надьчик«Эльбрус» 2020г.
Место предмета в учебном плане
На изучение учебного курса «Культура народов КБР» в 10 классе отводится 34
часа-1учебный час в неделю.
Учебно-методический комплект
Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев 10-11класс.
Нальчик, 2020г.;
Аталиков В. М. Народная Культура народов Кабардино-Балкарии.
Карданова М.М, Раздайбеда А.А.,Шхагапсоева Ф.М.
.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
особенности культуры народов КБР, ее роль в мировой культуре;
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
умение получать назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Метапредметные результаты:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической и культуроведческой
информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и
цели его создания);
анализировать информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические
описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные
связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых
исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по проблемам культуры народов КБР,
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя
для аргументации исторические сведения
Предметные результаты:
представлять результаты изучения исторического материала в формах
конспекта,реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности иповседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям
современной жизни,исходя из их исторической обусловленности;
использования
навыков
исторического
анализа
при
критическом
восприятииполучаемой извне
социальной информации по культуре народов КБР;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически
возникшимиформами социального поведения;
осознания себя как представителя
исторически
сложившегося гражданского,этнокультурного, конфессионального
сообщества, гражданина России.
3. Содержание учебного предмета
10 класс-34 ч
Введение.(1)
Происхождение термина «культура», трансформация его содержания. Научное
и обыденное понимание (узкое, расширенное) культуры. Типология культуры.
Культура и цивилизация. Культура в классической философии.
Современная концепция культуры. Общечеловеческое, национальное и
классовое содержание культуры. Историзм культуры.
Понятие национальной культуры. Признаки национальной культуры.
Природно- исторические условия формирования национальной культуры. Роль
географической среды в формировании национальной культуры. Роль
социальной среды в этом процессе
Глава 1. Культура жизнеобеспечения. (12)
Земледелие. Некоторые обычаи и традиции связанные с земледелием. Охота,
традиции и обычаи связанные с охотой. Крестьянские промыслы, ремесла:
изготовление бурок, пошив национальной одежды, кузнецы, скорняки,
обработка дерева, ювелирное производство. Поселения кабардинцев и
балкарцев: аулы, кабаки. Специфика первичного производства адыгов,
зависимость его от природных условий. Садоводство и огородничество.
Пчеловодство. Охота и животноводство. Типологические особенности и
этническая специфика культуры первичного производства балкарцев.
Скотоводство, охота, ткачество, горное земледелие, кузнечное и кожевенное
дело.
Культура жизнеобеспечения кабардинцев и балкарцев. Особенности поселений
адыгов. Тип адыгского жилища. Хозяйсвтенные постройки. Одежда.
Распространение элементов адыгского костюма в быте других народов.
Традиционная пища адыгов. Система питания.
Особенности поселений балкарцев. Балкарские башни. Тип жилища и
хозяйственных построек. Специфика национальной одежды, украшений.
Домашняя утварь. Основные продукты питания и система питания.
Земельные отношения в Кабарде и Балкарии в XV — начала XX вв.
Торговля и обмен в системе жизнеобеспечения кабардинцев и балкарцев между
собой, с другими народами.
История экономической деятельности кабардинцев и балкарцев. Развитие
экономических связен Кабарды и Балкарии с другими регионами Северного
Кавказа, с Россией, странами Востока. Усадьба и жилища, обычаи и традиции,
обычаи связанные с строительством жилищ. Внутреннее убранство жилищ.
Хозяйственные постройки. Одежда: мужская и женская. Пища: мучная, мясная,
овощнаяфруктовая, молочная и т.д. Общественная взаимопомощь.
Глава 2. Некоторые обычаи и традиции(3ч.)
Гостеприимство, обычаи и традиции связанные с гостеприимством.
Куначество, аталичество, другие формы искусственного родства и связанные с
ним обычаи. Кровная месть. Принципы и способы социализации у кабардинцев
и балкарцев. Взгляды на воспитание. Общие принципы трудовою воспитания.
Трудовое воспитание в земледельческих и скотоводческих хозяйствах.
Народные игры как форма трудового воспитания.
Этические нормы кабардинцев, моральный кодекс «Адыгехабзэ». Понятие
«совесть»,«честь», «стыд». Рыцарский моральный кодекс, «Уэркъхабзэ». Отношение
к женщине. Культурные
параллели со Спартой и рыцарским кодексом
средневековой Европы.Современные нормы культуры поведения.
Этические нормы балкарцев:«Тау адет»,«Езденадет».Этикет как выражение
степенизависимости члена рода от воли и интересов рода. Обязанности
индивида перед семьей иродом и рода — перед индивидом. Этические нормы
взаимоотношений родов и индивидов. Бытовой этикет кабардинцев и балкарцев:
встреча, поведение за столом, оттенки дистанции при общении. Традиции и
народная педагогика.
Эстетический и этический идеал мужчины и женщины у адыгов и балкарцев
Глава 3. Общественные институты. (7)
Что такое политика. Политическая культура кабардинцев: судебная реформа,
судебные органы, родовые суды, родовые расправы. Политическая культура
балкарцев. Княжеские съезды- советы. Народные собрания-хасы. Съезд
доверенных Кабарды и Балкарии и Горских обществ. Сельские сходы.
Судебные органы:Родовые суды, родовые расправы. Исторические традиции
самоуправленияу кабардинцев и балкарцев. «Хасе» и «Тѐре», как традиционные
народно-демократические органы самоуправления кабардинцев и балкарцев.
«Адыгэхабза»(адыгские
каноны),«Тау.адет»(балкарские
каноны),
как
регулятивные нормы личных (семейных) и общественных, внут¬ренних и
внешних отношений в Кабарде и Балкарии.
Раздел 4. Культура воспитания. (7ч.)
Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Трудовое
воспитание. Военное воспитание. Адыгский этикет. Этикет балкарцев.
Уважительное отношение к родителям. Уважительное отношение к старшим.
Уважительное отношение к женщине. Обычаи приветствий и прощаний.
Благопожелания. Тосты и застольный этикет.
Раздел5. Семейная культура.(3ч.)
Большая и малая семья. Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их
совершеннолетием: подвязывание копченного красного сыра, завязывание
ребенка в люльку,первый шаг ребенка, первое выпадение зуба.
Обобщение (1 час)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
ТЕМЫ
10 класс
кол-во часов
1
Культура жизнеобеспечения
13
2
3
4
5
Некоторые обычаи и традиции
Общественные институты.
Культура воспитания
Семейная культура
Итого:
3
7
7
4
34