Р.П - Элективный курс 11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО­
БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Урванский муниципальный район МКОУ СОШ №2 с.п. Старый Черек

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
ШМО Филологического Заместитель д ктора
ци�а. ук одитель МО

УТВЕРЖДЕНО
Дир�
��

Ашинова З.А.
Протокол№ 1 от «26» 09
2023 г.

Маирова Ф.М.
Протокол№ 1 от «26» 09
2023 г.

Бачканова Р.Ф.
Приказ№67 от «26» 09
2023 г.

Рабочая программа элективного курса

«Подготовка к ЕГЭ. Готовимся к сочинению»
в 11 классе

Составитель:
учитель русского языка и литературы
Озрокова Л.А.

2023 r

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к итоговому
сочинению» на уровне среднего общего образования составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, с учётом Федеральной рабочей программы среднего
общего образования по предмету, федерального перечня учебников,
рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном
процессе в образовательных организациях, учебного плана основной
образовательной программы, реализующей ФГОС СОО и требований к
результатам обучения и освоения элективного предмета, сформулированных
в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Элективный курс «Подготовка к итоговому сочинению по литературе »
предназначен для обучающихся одиннадцатого класса, которым предстоит в
декабре сдавать экзаменационное сочинение по литературе, являющееся
одним из условий допуска к сдаче ЕГЭ.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального
компонента государственного стандарта среднего общего образования по
литературе, направлена на создание условий для реализации
деятельностного подхода к изучению литературы. В соответствии с
требованиями государственного стандарта и образовательной программы у
учащихся в процессе изучения данного элективного курса
совершенствуются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные,
информационные, организационные умения и навыки.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Цели:
- совершенствование умений анализировать единицы различных языковых
уровней; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации,
повышение языкового чутья; формирование умений лингвистического
анализа текстов разной функциональной и жанровой принадлежности, оценки
изобразительно-выразительных возможностей художественного текста;
- расширение используемых языковых и речевых средств; формирование
устойчивых практических навыков выполнения тестовых и
коммуникативных задач на ЕГЭ, формирование умений нормативного
словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка
в соответствии с содержанием и условиями речевого общения, а также
умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний,
умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие
способности использовать результаты исследования в процессе практической
речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по

избранному профилю;
- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании
коммуникативных умений для осуществления межличностного и
межкультурного общения; способности использовать разные формы учебнопознавательной деятельности в вузе.
Задачи:
- помочь обучающимся обобщить знания по литературе, в том числе и по
вопросу написания сочинения на литературную тему;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное
высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание учебного курса «Подготовка к итоговому сочинению»,
представленное в настоящей рабочей программе, соответствует ФГОС СОО.
Учебным планом на изучение курса отводится 12 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность
частей работы, соответствие определённой стилистике.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по
литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.
Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план
работы рад сочинением.
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений
(историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное,
биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое).
Заключительная часть сочинения.
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
Речевое оформление. Обоснованное использование средств
выразительности. Редактирование текста сочинения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы элективного курса
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
образовательной организации в соответствии с традиционными российскими
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества

и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания курса
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе
в части:
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели учебной и творческой
деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать
способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения
выбирать успешные речевые стратегии.
-владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания.
-готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь
максимального эффекта.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о языке как знаковой системе,
закономерностях его развития, функциях языка;
- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка,
речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории
текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка;
устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники
расширения словарного состава современного русского языка.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам
обучающихся Обучающиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности
историко- литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей,
своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их

к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного
произведения в литературном процессе, понимать конкретно-историческое и
общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие
и литературно-критические оценки;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный текст в
условиях определенного отрезка времени, выражать свои мысли
современным литературным языком, выстраивать текст по определённой
модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в
соответствии с данной темой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематические
блоки,
темы
Введение. (1ч)

Сочинение как
текст (1ч)

Основное содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся
Требования ксочинению на Знакомство с
литературную тему
особенностями
ИС,направлениями,критери
Критерии оценивания.
ями и нормами оценивания
сочинения.
Основные признаки текста. Характеризовать текст с
Сбалансированность частей точки зрения смысловой
работы, соответствие
цельности и связности,
определённой стилистике.

Классификация сочинений
Анализировать образцы
Классификац
по проблематике, тематике
сочинений (жанр, тип речи,
и жанрам. Своеобразие
стиль, структура сочинения )
иясочинений(1ч) жанров. Зависимость
структуры сочинения от его
типа.
Тема
Выбор темы
Анализировать
образцы
сочинения
сочинения.Выбор
сочинений
(1ч.)
Эпиграфа. Цитирование.
Развёрнутый план работы над
сочинением.
Структура
Структура
Анализировать структуру
сочинения (1ч)
сочинения.
сочинений – образцов.
Вступительная часть
сочинения. Виды
вступлений
Заключительная часть
сочинения.

Аргументация
(2ч)

Аргументация. Способы
ввода
аргументов в текст
сочинения.
Анализ художественных
произведений по
направлению, обзор
примерных тем
Речевое
Обоснованное
оформление (2ч)
использов
ание средств
выразительности
Тематические
Тематические
направления (1ч) направления2023-2024 уч.
года.
Практическая
часть (2ч)

Написание сочиненийпо
направлениям.

Анализировать способы
ввода
Аргументов в текст
сочинения,анализхудожестве
нных произведений по
направлению.
Анализировать и создавать
устные и письменные тексты
Обзор тематических
направлений,примерных тем
ИС, художественных
произведений.
Создавать письменные
тексты, анализировать в
соответствии с критериями
оценивания ИС,
исправлять ошибки.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
К№ во
пп часо
в
1

1

2
3
4
5

1
1
1
1

6

1

7

1

8

1
1

9
10 1

Тема занятия

Введение. Требования к сочинению на
литературную тему.
Тематические направления (обзор)
Обзор художественных произведений
Сочинение как текст
Классификация
сочинений
по
проблематике, тематике и жанрам.
Своеобразие жанров. Зависимость
структуры сочинения от его типа.
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа.
Цитирование.
Структура сочинения.
Аргументация. Способы ввода аргументов в
текст сочинения.
Речевое оформление.Использование
средств выразительности

Сроки
п
л
а
н

ф
а
к
т

11 1
12

1

Написание пробного итогового сочинения
Анализ ПИС. Рекомендации по
написанию итогового сочинения

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/
https://infourok.ru/
Учи.ру: uchi.ru
Домашняя школа InternetUrok.ru
«Российская электронная
школа» Грамота.ру
Правила.ру

Элективный курс по русскому языку
в 11 классе
«Подготовка к ЕГЭ. Готовимся к сочинению»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективный курса составлена на основе
Федерального компонента государственных стандартов основного общего и
среднего (полного) общего образования по русскому языку (приказ
Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) и предназначена для
обучающихся 11 класса, Главные принципы, на которых строится курс, научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально
успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями.
Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с
целью успешной сдачи ЕГЭ.
Используется в качестве программно-методического
сопровождения:
1. Учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова.
Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
2. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы
к ЕГЭ.
3. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной
подготовки.
Цель элективного курса: помочь учащимся максимально подготовиться к
выполнению задания 27 ЕГЭ.
Задачи элективного курса:
Формировать знания и умения:
- анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
- выражать и обосновывать собственное мнение;
- последовательно и логично излагать свои мысли;
- использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое
богатство русского языка,
Формировать навыки письменного оформления высказывания в
соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и
лексическими нормами современного литературного языка.
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ. Готовимся к сочинению» рассчитан
на 22 ч. и предназначен для обучающихся 11 класса.

Содержание
Введение. Ознакомление с заданием 27. (1 ч)
Проблема текста. (4 ч) Типы проблем. Способы выявления проблемы.
Выбор одной проблемы из нескольких. Как сформировать проблему?
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Типичные
ошибки при формулировании проблемы.
Комментарии к проблеме (3 ч)
Типы информации в тексте. Типовые конструкции (клише) для
комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения.
Авторская позиция (2ч)
Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые
конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при
формировании позиции автора.
Аргументация собственного мнения (3ч)
Виды аргументов. Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации.
Композиция сочинения (3ч)
Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы
вступления. Виды заключения.
Речевое оформление сочинения (3 ч)
Точность и выразительность речи. Грамматические ошибки. Речевые
ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки.
Критерии проверки и оценивания выполнения задания с развернутым
ответом.(3ч)
Практические работы:
1. написание сочинений-рассуждений;
2. редактирование.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате прохождения программного материала обучающиеся
должны знать:
• основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
• определение терминов, встречающихся в формулировке задания в
критериях оценивания;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

виды текста;
определение понятий «вступление» и «заключение»;
что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах
языка при анализе текста;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
анализировать форму исходного текста;
находить характерные для исходного текста языковые средства;
создавать связное высказывание;
излагать последовательно собственные мысли;
использовать в собственной речи разнообразие грамматических
конструкций и лексическое богатство языка.
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка.

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема

Сроки
план

1.

Ознакомление с заданием 27

2-3

Типы проблем

4.

Способы выявления проблемы и её выбор

5.

Как сформулировать проблему?

6.

Типы информации в тексте

7.

Введение цитат в текст сочинения

8-9.

Авторская позиция в художественном
тексте

факт

10.

Автор и рассказчик

11.

Аргументация собственного мнения

12-13.

Виды аргументов. Структура аргумента.

14

Основные средства связи между
предложениями в тексте

15-16

Виды и формы вступления. Виды
заключения.

17

Точность и выразительность речи.

18-19.

Грамматические, речевые, логические и
фактические ошибки

20-21

Итоговое сочинение-рассуждение

22.

Критерии проверки и оценивания
выполнения задания с развернутым
ответом


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».