Аннотация к рабочей программе «Родной (кабардино-черкесский) язык»
11 класс 2023-2024 учебный год
В Кабардино-Балкарской Республике кабардино-черкесский язык наряду с
русским имеет статус государственного. Это создает условия для его сохранения и
развития в ситуации реального билингвизма, защиты языковых прав народа,
обеспечивает его функционирование во всех сферах жизни общества.
Рабочая программа учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» для
10 класса среднего общего образования (далее – Программа) определяет содержание
учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной
(кабардино-черкесский) язык».
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
• Конституция Российской Федерации (ст. 26, ст. 68);
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации» (с изменениями и дополнениями);
• Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О
языках народовРоссийской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) (с
изменениями и дополнениями);
• Программа воспитания (одобрена решением федерального учебнометодическогообъединения по общему образованию, протокол № 3/22 от 23 июня
2022 г.);
• Конституция Кабардино-Балкарской Республики (статьи 76, 77).
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся
методологией федерального государственного общеобразовательного стандарта.
Программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе
воспитания, и может служить основой для составления рабочих программ по учебному
предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык». Авторы рабочих программ могут
предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению
последовательности его изучения, распределению часов по разделам и темам.
Программа разработана для обучающихся, владеющих родным кабардиночеркесскимязыком.
Общая характеристика учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский)
язык»
Учебный предмет «Родной (кабардино-черкесский) язык» входит в предметную
область
«Родной язык и родная литература» и способствует достижению общих целей
образования, обозначенных в требованиях федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы среднего общего образования.
К началу обучения в средней школе у обучающихся уже сформированы
коммуникативные умения на родном языке в четырех видах речевой деятельности
(аудирование, чтение, говорение, письмо) на уровне основного образования, а также
общеучебные умения, необходимые для изучения предмета. На уровне среднего
общего образования приобретенные ранее знания, сформированные коммуникативные
навыки и умения совершенствуются; систематизируется теоретический материал как
база для развития практических навыков; увеличивается объем используемых
обучающимися языковых и речевых средств, совершенствуется качество владения
родным языком.
С целью расширения языковых возможностей обучающихся вводятся
дополнительные задания по графике, орфографии, пунктуации, синтаксису и
морфологии кабардино- черкесского языка, теории речевой деятельности. Развитие и
закрепление языковых умений осуществляется в процессе комплексного анализа
речевых высказываний и путем практического овладения нормами кабардиночеркесского литературного языка через создание собственных текстов. В Программу
включены понятия кавказской языковой семьи, диалектизма, диалекта и говора,
рассматриваются языковые особенности и традиции адыгов. Значительное место
занимают вопросы стилистики и культуры речи.
В Программе содержится материал, раскрывающий взаимосвязь языка и
истории, языка и материальной и духовной культуры адыгского народа,
представляющий также национально-культурную специфику кабардиночеркесского языка. Содержание учебного предмета может реализовываться и во
внеурочной деятельности (языковые конкурсы, походы в этнографические
музеи, поездки в лингвистические экспедициии т. п.) (Приложение 1).
Цель и задачи изучения учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский)
язык»
Цель изучения учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык»
заключается в освоении содержания учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский)
язык» и достижении обучающимися результатов обучения в соответствии с требованиями,
установленными ФГОС СОО.
Задачи изучения учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык»:
• обеспечение функциональной грамотности обучающихся в сфере родного языка;
• формирование понятий о языке как знаковой развивающейся системе, о стилях,
изобразительно-выразительных возможностях и нормах кабардино-черкесского
литературного языка; совершенствование умений применять эти знания в речевой
практике с учетом ситуациии ориентацией на результат;
• развитие способностей оценивания собственной и чужой речи с позиции ее
соответствиянормам кабардино-черкесского литературного языка, совершенствования
своей речевой культуры, сопоставления в условиях билингвизма языковых и речевых
единиц кабардино-черкесского и русского языков;
• воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю
национальной культуры и одному из государственных языков Кабардино-Балкарской
Республики, выработка потребности в его изучении.
Место учебного предмета «Родной(кабардино-черкесский) язык» в учебном плане
образовательному
стандарту
Согласно
федеральному
государственному
основного общего образования учебный предмет «Родной язык» входит в предметную
область «Родной язык и родная литература» является обязательным для изучения.
На изучение учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» на
уровне среднего общего образования может быть выделено не менее 34 часа в 11
классе, (1час в неделю).
В целях интенсивного и более глубокого изучения родного (кабардиночеркесского) языка образовательное учреждение вправе увеличить количество часов,
отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов части плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)