Аннотация - Родной (кабардино – черкесский) язык 10

Аннотация к рабочей программе «Родной (кабардино-черкесский) язык»
10 класс 2023-2024 учебный год
В Кабардино-Балкарской Республике кабардино-черкесский язык наряду с
русским имеет статус государственного. Это создает условия для его сохранения и
развития в ситуации реального билингвизма, защиты языковых прав народа,
обеспечивает его функционирование во всех сферах жизни общества.
Рабочая программа учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» для
10 класса среднего общего образования (далее – Программа) определяет содержание
учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной
(кабардино-черкесский) язык».
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
• Конституция Российской Федерации (ст. 26, ст. 68);
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации» (с изменениями и дополнениями);
• Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О
языках народовРоссийской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) (с
изменениями и дополнениями);
• Программа воспитания (одобрена решением федерального учебнометодическогообъединения по общему образованию, протокол № 3/22 от 23 июня
2022 г.);
• Конституция Кабардино-Балкарской Республики (статьи 76, 77).
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся
методологией федерального государственного общеобразовательного стандарта.
Программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе
воспитания, и может служить основой для составления рабочих программ по учебному
предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык». Авторы рабочих программ могут
предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению
последовательности его изучения, распределению часов по разделам и темам.
Программа разработана для обучающихся, владеющих родным кабардиночеркесскимязыком.
Общая характеристика учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский)
язык»
Учебный предмет «Родной (кабардино-черкесский) язык» входит в предметную
область
«Родной язык и родная литература» и способствует достижению общих целей
образования, обозначенных в требованиях федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы среднего общего образования.
К началу обучения в средней школе у обучающихся уже сформированы
коммуникативные умения на родном языке в четырех видах речевой деятельности
(аудирование, чтение, говорение, письмо) на уровне основного образования, а также
общеучебные умения, необходимые для изучения предмета. На уровне среднего
общего образования приобретенные ранее знания, сформированные коммуникативные
навыки и умения совершенствуются; систематизируется теоретический материал как
база для развития практических навыков; увеличивается объем используемых
обучающимися языковых и речевых средств, совершенствуется качество владения

родным языком.
С целью расширения языковых возможностей обучающихся вводятся
дополнительные задания по графике, орфографии, пунктуации, синтаксису и
морфологии кабардино- черкесского языка, теории речевой деятельности. Развитие и
закрепление языковых умений осуществляется в процессе комплексного анализа
речевых высказываний и путем практического овладения нормами кабардиночеркесского литературного языка через создание собственных текстов. В Программу
включены понятия кавказской языковой семьи, диалектизма, диалекта и говора,
рассматриваются языковые особенности и традиции адыгов. Значительное место
занимают вопросы стилистики и культуры речи.
В Программе содержится материал, раскрывающий взаимосвязь языка и
истории, языка и материальной и духовной культуры адыгского народа,
представляющий также национально-культурную специфику кабардиночеркесского языка. Содержание учебного предмета может реализовываться и во
внеурочной деятельности (языковые конкурсы, походы в этнографические
музеи, поездки в лингвистические экспедициии т. п.) (Приложение 1).
Цель и задачи изучения учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский)
язык»
Цель изучения учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык»
заключается в освоении содержания учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский)
язык» и достижении обучающимися результатов обучения в соответствии с требованиями,
установленными ФГОС СОО.
Задачи изучения учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык»:
• обеспечение функциональной грамотности обучающихся в сфере родного языка;
• формирование понятий о языке как знаковой развивающейся системе, о стилях,
изобразительно-выразительных возможностях и нормах кабардино-черкесского
литературного языка; совершенствование умений применять эти знания в речевой
практике с учетом ситуациии ориентацией на результат;
• развитие способностей оценивания собственной и чужой речи с позиции ее
соответствиянормам кабардино-черкесского литературного языка, совершенствования
своей речевой культуры, сопоставления в условиях билингвизма языковых и речевых
единиц кабардино-черкесского и русского языков;
• воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю
национальной культуры и одному из государственных языков Кабардино-Балкарской
Республики, выработка потребности в его изучении.

Место учебного предмета «Родной(кабардино-черкесский) язык» в учебном плане
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования учебный предмет «Родной язык» входит в предметную
область «Родной язык и родная литература» является обязательным для изучения.
На изучение учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» на
уровне среднего общего образования может быть выделено не менее 34 часа в 10
классе, (1час в неделю).
В целях интенсивного и более глубокого изучения родного (кабардиночеркесского) языка образовательное учреждение вправе увеличить количество
часов, отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов части плана,
формируемой участникамиобразовательных отношений.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».