Аннотаця - Родная (кабардино-черкесская) литература 10

Аннотация к рабочей программе «Родная (кабардино-черкесская) литература»
10 класс 2023-20224 учебный год
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (кабардиночеркесская) литература» (предметная область «Родной язык и родная литература»)
разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком на
основе ФГОС ООО, ФОП ООО, федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования и основных положений
федеральной рабочей программы воспитания.
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература».
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся
методологией федерального государственного образовательного стандарта. Планируемые
результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного
общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения
Цели изучения учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература»
направлены на:
- формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской
самостоятельности обучающихся;
- развитие навыков анализа и интерпретации литературных текстов;
- формирование ценностного отношения к родной (кабардино-черкесской)
литературе, осознание ее роли как духовной и национальной культурной ценности;
- формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской
самостоятельности обучающихся, развитие приобретенных на уроках литературы
навыков анализа и интерпретации литературных текстов.
Достижение целей изучения учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская)
обеспечивается решением следующих задач:
- формирование ценностного отношения к родной (кабардиночеркесской)литературе, осознание ее роли как духовной и национальной
культурной ценности;
- овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение
выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые
и родовые,сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ
изображения действия,стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и
переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
- формирование умения анализировать в устной и письменной
форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные
фрагменты, аспекты;
- овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом,
позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и
письменной форме;
- формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на
вопросы, рецензии, аннотации и др.);
- овладение умением определять стратегию своего чтения,
осуществлениечитательского выбора;
- формирование умения использовать в читательской, учебной и
исследовательскойдеятельности ресурсы библиотек, музеев, архивов, в том числе
цифровых, виртуальных;

- использование изученных произведений литературы для повышения речевой
культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие,
соответствующее Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством
просвещения и науки Российской Федерации:
1. Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 10 кл.
общеобразовательных учреждений/Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа».
Издательство «Эльбрус», 2022. – 208 с.
общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа».
Издательство «Эльбрус», 2022. – 240 с.
2. Кабардино-черкесская
литература: Учебник
для 10-11 кл.
общеобразовательных учреждений / Р. Х. Ацканов, Л. Ф. Балова. – Нальчик:
ГКУ «КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2022.
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения,
основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература».
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся
методологией федерального государственного образовательного стандарта.
Программа разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардиночеркесским) языком, реализующих ООП СОО на 2023-2024 учебный год (интернат).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
(КАБАРДИНО-ЧЕРКЕССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Учебная дисциплина «Родная (кабардино-черкесская) литература» предназначена
для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания
жизни с позиций гуманистического сознания. Литературные произведения,
предназначенные для изучения на уровне среднего общего образования, обладают
эмоциональным воздействием на внутренний мир школьников, способствуют их
приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту
человечества. Поэтому в поликультурной языковой среде дисциплина «Родная
(кабардино-черкесская) литература» должна изучаться на основе диалога культур.
Изучение учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 10 классе
направлено на формирование у обучающихся представления об образной природе
литературы. Литература для обучающихся являет собой особую художественную картину
мира, в которой присутствует эмоциональное многообразие, особая многозначность, где
преобладают метафоричность и ассоциативность.
Приобщение к миру родной литературы предполагает знакомство обучающихся со
своеобразием национальной литературы, глубиной, ёмкостью, афористичностью родной
речи.
Учебный предмет «Родная (кабардино-черкесская) литература» тесно связан с
предметом «Родной (кабардино-черкесский) язык» как средством повышения уровня
владения родным языком и правильности речи, обогащения словарного запаса,
формирования функциональной грамотности.
Изучение предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» строится на основе
хронологическо-проблемного метода.
Содержание учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература»
уровня среднего общего образования выстроено по принципу формирования историзма
восприятия кабардино-черкесской литературы на основе историко-хронологического
изучения произведений кабардинской и черкесской литературы XX века. Выбор

писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для национальной и
отечественной культуры. Отбор произведений обоснован нравственно-эстетическим
аспектом, позволяющим учитывать духовное развитие личности, приобщение к
литературному наследию своего народа.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (КАБАРДИНОЧЕРКЕССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Изучение
родной
(кабардино-черкесской)
литературы
направлено
на достижение следующих целей:
формирование культуры читательского восприятия и достижение
читательской самостоятельности обучающихся;
развитие навыков анализа и интерпретации литературных текстов;
формирование ценностного отношения к родной (кабардино-черкесской)
литературе, осознание ее роли как духовной и национальной культурной ценности;
формирование культуры читательского восприятия и достижение
читательской самостоятельности обучающихся, развитие приобретенных на уроках
литературы навыков анализа и интерпретации литературных текстов.
Задачи изучения учебного предмета:
- формирование ценностного отношения к родной (кабардиночеркесской)литературе, осознание ее роли как духовной и национальной
культурной ценности;
- овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять
основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые,
сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения
действия,стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста,
умение «видеть» подтексты);
формирование умения анализировать в устной и письменной
форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные
фрагменты, аспекты;
- овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом,
позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и
письменной форме;
- формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на
вопросы, рецензии, аннотации и др.);
- овладение умением определять стратегию своего чтения,
осуществлениечитательского выбора;
- формирование умения использовать в читательской, учебной и
исследовательскойдеятельности ресурсы библиотек, музеев, архивов, в том числе
цифровых, виртуальных;
Программа направлена на воспитание и развитие качеств личности, которые
отвечаюттребованиям современного общества.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (КАБАРДИНО-ЧЕРКЕССКАЯ)
ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно ФГОС СОО учебный предмет «Родная литература» входит в предметную область
«Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
На изучение учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 10 классе
выделяется 34 часов (из расчета 1 час в неделю для каждого года обучения).


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».