АННОТАЦИЯ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ РАБОЧАЕЙ ПРОГРАММЕ
по учебному предмету
«Родной (кабардино-черкесский) язык»
для 3 – 4 классов
Кабардино-черкесский язык является родным языком и основой духовной культуры
кабардинского народа, проживающего в Кабардино-Балкарской Республике. В 1995 году
кабардино-черкесский язык был принят в качестве государственного в Кабардино-Балкарской
Республике (наряду с балкарским и русским). Родной язык связывает поколения, обеспечивает
преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Функции и статус языка
• Коммуникативная функция – кабардино-черкесский язык является средством общения
кабардинцев между собой.
• Когнитивная, или познавательная, функция – с помощью кабардино-черкесского языка
осуществляется познание, изучение окружающего мира. Кабардино-черкесский язык является
средством выражения мыслей и чувств, передачи и хранения информации.
• Кумулятивная функция – кабардино-черкесский язык выступает связующим звеном
между поколениями, служит средством передачи внеязыкового коллективного опыта
кабардинцев.
Примерная образовательная программа учебного предмета «Родной (кабардиночеркесский) язык» для 1–4 классов начального общего образования (далее – Программа)
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования и Примерной основной образовательной программой
начального общего образования с учетом основных идей и положений программы развития
универсальных учебных действий.
Программа состоит из:
• пояснительной записки, в которой раскрываются цели освоения учебного предмета
«Родной (кабардино-черкесский) язык», общая характеристика учебного предмета, а также
место предмета в учебном плане;
• планируемых результатов освоения учебного предмета «Родной (кабардиночеркесский) язык»;
• системы оценки результатов освоения учебного предмета «Родной (кабардиночеркесский) язык»;
• содержания учебного предмета;
• тематического планирования;
• плана внеурочной деятельности;
• системы условий реализации учебной программы.
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык».
Цели реализации программы:
• освоение содержания учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» и
достижение обучающимися результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС
НОО;
• формирование первоначальных представлений о языке как основе национального
самосознания, о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
• понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения кабардиночеркесского языка как государственного языка Кабардино-Балкарской Республики;
• овладение первоначальными представлениями о нормах родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
• овладение умением использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач. Овладение умением наблюдать за функционированием языковых
единиц, анализировать, классифицировать и оценивать языковые единицы с точки зрения
особенностей картины мира, отраженной в языке;
• овладение умением работать с текстом, осуществлять элементарный информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• формирование представлений о родном языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия родного языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к родному языку, а через него –
к культуре своего народа; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России;
• овладение кабардино-черкесским языком на элементарном уровне и формирование
первоначальных коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение
родным литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса
и
грамматического строя
речи;
развитие
потребности к речевому
самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по
родному языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи реализации программы:
• развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке,
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечение мотивации обучения
родному языку, развитие способностей к творческой деятельности на родном языке;
• формирование базы первоначальных лингвистических знаний, накопление практики
использования грамматических форм кабардино-черкесского языка, обогащение актуального
и потенциального словарного запаса;
• овладение нормами кабардино-черкесского речевого этикета, формирование
представлений о национальной специфике языковых единиц родного языка, об основных
нормах кабардинского литературного языка;
• формирование на материале учебного предмета общей культуры, гражданских и
патриотических качеств, основных умений учиться и способности к организации своей
деятельности, развитие духовно-нравственной сферы личности обучающихся;
• развитие нравственных и эстетических чувств, воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к кабардино-черкесскому языку, чувства сопричастности к
сохранению его уникальности;
• совершенствование у обучающихся способности ориентироваться в пространстве языка
и речи, развитие языковой интуиции;
• расширение представлений о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
• развитие коммуникативных умений, включение обучающихся в практическую речевую
деятельность.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)