ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка», – 675 (5
часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170
ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Обучение грамоте[1]
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых
требует уточнения.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой
анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового
состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение
гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твѐрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как
минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове.
Ударный слог.
Графика[2]
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип
русской графики. Буквы гласных как показатель твѐрдости — мягкости
согласных звуков. Функции букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель
мягкости
предшествующего согласного звука в
конце слова.
Последовательность букв в русском алфавите.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать
во время письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо
разборчивым, аккуратным почерком. Понимание функции небуквенных
графических средств: пробела между словами, знака переноса. Письмо под
диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением. Приѐмы и последовательность правильного списывания
текста.
Орфография и пунктуация[3]
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах
собственных (имена людей, клички животных); перенос по слогам слов без
стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации
общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в
слове. Гласные ударные и безударные. Твѐрдые и мягкие согласные звуки, их
различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный
звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги
(простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме
твѐрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э.
Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ѐ, ю, я, и.
Функции букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в
словах типа стол, конь.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса.
Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность.
Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление).
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета
(ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление).
Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием).
Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление
деформированных
предложений.
Составление
предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в
именах и фамилиях людей, кличках животных;
перенос слов (без учѐта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн;
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки.
Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица
речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение.
Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр
видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Составление небольших рассказов на основе наблюдений.
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка:
наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твѐрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твѐрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ѐ, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твѐрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный
ударный ‑ безударный; согласный твѐрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный;
согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце
и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ѐ, ю,
я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует
уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространѐнные
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце
предложения; перенос слов со строки на строку (без учѐта морфемного
членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил
правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника
для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной
мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30-45 слов с
опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в
том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на
уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с
которыми идѐт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать
различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному
признаку;
определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях
наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым
материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У
обучающегося будут
сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У
обучающегося будут
сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные
предложенные образцы.
проектные
задания
с
опорой
на
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
вычленять звуки из слова;
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах
согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твѐрдые, звонкие и глухие (вне
слова и в слове);
различать понятия «звук» и «буква»;
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги
(простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове
ударный слог;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ѐ, ю, я и
буквой ь в конце слова;
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание
последовательности букв русского алфавита для упорядочения
небольшого списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные
и строчные буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание
слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка,
вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале
предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей,
клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из
слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объѐмом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения из 3-5 слов, тексты объѐмом не более 20 слов,
правописание которых не расходится с произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с
соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками
препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам
и на основе наблюдений;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам: согласный парный (непарный) по твѐрдости (мягкости);
согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том
числе слова со стечением согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в
том числе с учѐтом функций букв е, ѐ, ю, я;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак
в середине слова;
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выделять в слове окончание;
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов,
понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без
называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что
сделать?» и другие;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания
чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; раздельное написание
предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объѐмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объѐмом не более 45 слов с учѐтом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться
толковым,
орфографическим,
орфоэпическим
словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4
предложения на определѐнную тему, по наблюдениям) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объѐмом 3045 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Раздел 1. Обучение грамоте
1.1
Слово и предложение
5
1.2
Фонетика
23
1.3
Письмо
70
1.4
Развитие речи
2
Итого по разделу
100
Раздел 2. Систематический курс
2.1
Общие сведения о языке
1
2.2
Фонетика
4
2.3
Графика
4
2.4
Лексика и морфология
12
2.5
Синтаксис
5
2.6
Орфография и пунктуация
14
2.7
Развитие речи
10
Итого по разделу
50
Резервное время
15
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
165
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
1
Общие сведения о языке
1
2
Фонетика и графика
6
3
Лексика
10
4
Состав слова
14
5
Морфология
19
6
Синтаксис
8
7
Орфография и пунктуация
50
8
Развитие речи
30
Практические
работы
8
Резервное время
32
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
12
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ВАРИАНТ 2. ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОУРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Различение предложения и слова
1
2
Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка
1
3
Составление предложения из слов
1
4
Различение слова и обозначаемого им
предмета
1
5
Слово как объекта изучения, материала
для анализа
1
6
Звуки речи Интонационное выделение
звука в слове
1
7
Определяем самый частый звук в
стихотворении
1
8
Различаем первые звуки в словах
1
9
Устанавливаем последовательность
звуков в слове
1
10
Сравниваем слова, различающиеся
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
одним звуком
11
Проводим параллельные линии
1
12
Отрабатываем параллельные линии
1
13
Ориентируемся на рабочей строке
1
14
Пишем элементы букв
1
15
Особенность гласных звуков
1
16
Отрабатываем письмо элементов букв
1
17
Письмо строчной и заглавной букв А, а
1
18
Закрепление написания строчной и
заглавной букв А, а
1
19
Письмо строчной и заглавной букв Я, я
1
20
Слогообразующая функция гласных
звуков
1
21
Закрепление написания строчной и
заглавной Я, я
1
22
Письмо строчной и заглавной букв О, о
1
23
Закрепление написания строчной и
заглавной букв О, о
1
24
Письмо строчной и заглавной букв Ё, ѐ
1
25
Отрабатываем умение определять
количества слогов в слове
1
26
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Ё, ѐ
1
27
Письмо строчной и заглавной букв У, у
1
28
Закрепление написания строчной и
заглавной букв У, у
1
29
Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю
1
30
Звуковой анализ слов, работа со
звуковыми моделями слов
1
31
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Ю, ю
1
32
Письмо строчной и заглавной букв Э, э
1
33
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Э, э
1
34
Письмо строчной и заглавной букв Е, е
1
35
Построение моделей звукового состава
слов
1
36
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Е, е
1
37
Письмо строчной буквы ы
1
38
Письмо строчной и заглавной букв И, и
1
39
Закрепление написания строчной и
заглавной букв И, и
1
40
Повторяем особенности гласных звуков
1
41
Сравниваем начертания изученных
букв, обозначающих гласные звуки
1
42
Пишем буквы, обозначающие гласные
звуки
1
43
Письмо строчной и заглавной букв М, м
1
44
Закрепление написания строчной и
заглавной букв М, м
1
45
Звуковой анализ слов, работа со
звуковыми моделями слов
1
46
Письмо строчной и заглавной букв Н, н
1
47
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Н, н
1
48
Письмо строчной и заглавной букв Р, р
1
49
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Р, р
1
50
Особенность согласных звуков,
обозначаемых изучаемыми буквами:
непарные звонкие
1
51
Письмо строчной и заглавной букв Л, л
1
52
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Л, л
1
53
Письмо строчной и заглавной букв Й, й
1
54
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Й, й
1
55
Звуковой анализ слов, работа со
звуковыми моделями слов
1
56
Письмо строчной и заглавной букв Г, г
1
57
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Г, г
1
58
Письмо строчной и заглавной букв К, к
1
59
Закрепление написания строчной и
заглавной букв К, к
1
60
Подбор слов, соответствующих
заданной модели
1
61
Письмо строчной и заглавной букв З, з
1
62
Закрепление написания строчной и
заглавной букв З, з
1
63
Письмо строчной и заглавной букв С, с
1
64
Закрепление написания строчной и
заглавной букв С, с
1
65
Особенность согласных звуков,
обозначаемых изучаемыми буквами:
парные по звонкости-глухости
согласные
1
66
Письмо строчной и заглавной букв Д, д
1
67
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Д, д
1
68
Письмо строчной и заглавной букв Т, т
1
69
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Т, т
1
70
Тренируемся подбирать слова,
соответствующие заданной модели
1
71
Письмо строчной и заглавной букв Б, б
1
72
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Б, б
1
73
Письмо строчной и заглавной букв П, п
1
74
Закрепление написания строчной и
заглавной букв П, п
1
75
Отрабатываем умение проводить
звуковой анализ
1
76
Письмо строчной и заглавной букв В, в
1
77
Закрепление написания строчной и
заглавной букв В, в
1
78
Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф
1
79
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Ф, ф
1
80
Различаем звонкие и глухие согласные
1
81
Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж
1
82
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Ж, ж
1
83
Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш
1
84
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Ш, ш
1
85
Особенности шипящих звуков
1
86
Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч
1
87
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Ч, ч
1
88
Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ
1
89
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Щ, щ
1
90
Особенность согласных звуков,
обозначаемых изучаемыми буквами:
непарные глухие
1
91
Письмо строчной и заглавной букв Х, х
1
92
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Х, х
1
93
Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц
1
94
Закрепление написания строчной и
заглавной букв Ц, ц
1
95
Твѐрдые и мягкие согласные звуки
1
96
Обобщаем знания о согласных звуках
1
97
Письмо строчной буквы ь
1
98
Письмо строчной буквы ъ
1
99
Совместное составление небольших
рассказов о любимых играх
1
100
Совместное составление небольших
рассказов о любимом дне
1
101
Резервный урок. Отработка написания
букв, написание которых вызывает
трудности у учащихся класса
1
102
Резервный урок. Отработка написания
букв, написание которых вызывает
трудности у учащихся класса
1
103
Резервный урок. Отработка написания
букв, написание которых вызывает
трудности у учащихся класса
1
104
Резервный урок. Отрабатываем умение
определять количество слогов в слове
1
105
Резервный урок. Раздельное написание
слов в предложении
1
106
Резервный урок. Как правильно
записать предложение
1
107
Резервный урок. Введение алгоритма
списывания предложений
1
108
Резервный урок. Когда нужен перенос
слова
1
109
Резервный урок. Перенос слов со строки
на строку
1
110
Резервный урок. Объяснительное
1
письмо под диктовку слов
111
Резервный урок. Объяснительное
письмо под диктовку слов
1
112
Резервный урок. Объяснительное
письмо под диктовку слов и
предложений
1
113
Резервный урок. Как составить
предложение из набора слов
1
114
Резервный урок. Составление из набора
форм слов предложений
1
115
Резервный урок. Объяснительная запись
под диктовку текста
1
116
Язык как основное средство
человеческого общения
1
117
Речь как основная форма общения
между людьми
1
118
Знаки препинания в конце предложения:
точка, вопросительный и
восклицательный знаки
1
119
Ситуации общения
1
120
Слова, отвечающие на вопросы кто?,
что?
1
121
Слова, называющие предметы
1
122
Прописная буква в именах собственных:
в именах и фамилиях людей. Прописная
буква в именах собственных: в кличках
животных
1
123
Речевой этикет: ситуация знакомства
1
124
Составление небольших устных
рассказов
1
125
Слова, называющие признака предмета
1
126
Закрепление правописания гласных
после шипящих в сочетаниях жи, ши
1
127
Слова, отвечающие на вопросы какой?,
какая? какое?, какие?
1
128
Слог. Определение количества слогов в
слове. Ударный слог. Деление слов на
слоги
1
129
Отработка правила переноса слов
1
130
Отрабатываем умение задать вопрос к
слову
1
131
Наблюдение за словами, близкими по
значению, в тексте
1
132
Наблюдаем за значениями слов
1
133
Слова, называющие действия предмета
1
134
Слова, отвечающие на вопросы что
делать?, что сделать?
1
135
Речевой этикет: ситуация извинения
1
136
Гласные после шипящих в сочетаниях
ча, ща, чу, щу
1
137
Слово и предложение: сходство и
различие
1
138
Установление связи слов в предложении
при помощи смысловых вопросов
1
139
Общее представление о родственных
1
словах
140
Функции букв е, ѐ, ю, я, ь
1
141
Согласные звуки: систематизация
знаний. Согласные твѐрдые и мягкие.
Согласные звонкие и глухие
1
142
Гласные после шипящих в сочетаниях
жи, ши (в положении под ударением)
1
143
Слова, близкие по значению
1
144
Объяснительный диктант
1
145
Правила оформления предложений:
прописная буква в начале и знак в конце
предложения
1
146
Составление предложений из набора
форм слов
1
147
Речевой этикет: ситуация обращение с
просьбой
1
148
Установление соотношения звукового и
буквенного состава слова
1
149
Звуки речи. Гласные и согласные звуки,
их различение
1
150
Отработка алгоритма списывания текста
1
151
Речевой этикет: ситуация благодарности
1
152
Закрепление правописания гласных
после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу,
щу
1
153
Слово как единица языка
1
154
Гласные ударные и безударные.
1
Ударение в слове
155
Обучение приемам самопроверки после
списывания текста
1
156
Предложение как единица языка
1
157
Текст как единица речи
1
158
Правописание сочетаний чк, чн
1
159
Учимся запоминать слова с
непроверяемыми гласными и
согласными
1
160
Закрепление правописания слов с
сочетаниями чк, чн
1
161
Составление небольших устных
рассказов на основе наблюдений
1
162
Восстановление деформированного
текста
1
163
Восстановление деформированных
предложений
1
164
Алфавит
1
165
Использование алфавита для
упорядочения списка слов
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
165
0
0
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Язык как явление национальной
культуры. Многообразие языкового
пространства России и мира
1
2
Различение звуков и букв. Различение
ударных и безударных гласных звуков
1
3
Парные и непарные по твѐрдости мягкости согласные звуки
1
4
Гласные после шипящих в сочетаниях
жи, ши (в положении под ударением)
1
5
Гласные после шипящих в сочетаниях
ча, ща, чу, щу
1
6
Сочетания чк, чн, чт, щн, нч
1
7
Парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки
1
8
Повторение алгоритма списывания
текста
1
9
Функции мягкого знака
1
10
Использование на письме
разделительных ъ и ь
1
11
Правописание слов с разделительным
мягким знаком
1
12
Отработка правописания слов с
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
разделительным мягким знаком
13
Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком и
другими изученными орфограммами
1
14
Деление слов на слоги. Использование
знания алфавита при работе со
словарями
1
15
Перенос слов по слогам
1
16
Перенос слов по слогам: закрепление
1
17
Резервный урок по разделу фонетика:
учимся характеризовать звуки
1
18
Резервный урок по разделу фонетика:
различаем звуки и буквы
1
19
Диктант на изученные правила (гласные
после шипящих, сочетания чк, чн, чт)
1
20
Выбор языковых средств для ответа на
заданный вопрос
1
21
Выбор языковых средств для выражения
собственного мнения
1
22
Выбор языковых средств для ведения
разговора: начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание
и т. п.
1
23
Предложение как единица языка
1
24
Восклицательные и невосклицательные
предложения
1
25
Виды предложений по цели
высказывания
1
1
26
Повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения
1
27
Предложение и слово
1
28
Наблюдение за выделением в устной
речи одного из слов предложения
(логическое ударение)
1
29
Связь слов в предложении
1
30
Предложение: систематизация знаний
1
31
Резервный урок по разделу синтаксис:
связь слов в предложении
1
32
Резервный урок по разделу синтаксис:
установление связи слов в предложении
1
33
Диктант на изученные правила
(безударные гласные в корне слова)
1
34
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте
1
35
Диалогическая форма речи
1
36
Умение договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и
групповой работы
1
37
Окончание как изменяемая часть слова
1
38
Изменение формы слова с помощью
окончания
1
39
Различение изменяемых и
неизменяемых слов
1
40
Однокоренные (родственные) слова.
Корень слова
1
1
41
Признаки однокоренных (родственных)
слов. Корень слова
1
42
Составление устного рассказа по
репродукции картины
1
43
Корень как часть слова
1
44
Корень как общая часть родственных
слов
1
45
Единообразное написание гласных в
корне
1
46
Обозначение буквой безударного
гласного звука в корне слова
1
47
Способы проверки написания буквы,
обозначающей безударный гласный звук
в корне слова
1
48
Списывание текста. Словарный диктант
1
49
Корень слова: обобщение знаний
1
50
Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне
1
51
Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне: закрепление
1
52
Объяснительный диктант: учимся
обозначать безударные гласные в корне
слова
1
53
Непроверяемые гласные в корне слова
1
54
Правописание слов с проверяемыми и
непроверяемыми безударными
гласными в корне слова
1
55
Обозначение парных по звонкости-
1
1
глухости согласных в корне слова
56
Правописание слов с парным по
звонкости-глухости согласным в корне
слова
1
57
Способы проверки согласных в корне
слова
1
58
Отработка правописания слов с парным
по глухости звонкости согласным в
корне слова
1
59
Учимся писать буквы согласных в корне
слова
1
60
Объяснительный диктант: учимся
писать буквы согласных в корне слова
1
61
Суффикс как часть слова
1
62
Суффикс как часть слова: наблюдение
за значением
1
63
Списывание текста. Словарный диктант
1
64
Орфографическая зоркость как
осознание места возможного
возникновения орфографической
ошибки: наблюдение за правописанием
суффиксов имѐн существительных
1
65
Орфографическая зоркость как
осознание места возможного
возникновения орфографической
ошибки: наблюдение за правописанием
суффиксов имѐн прилагательных
1
66
Приставка как часть слова (наблюдение)
1
1
67
Орфографическая зоркость как
осознание места возможного
возникновения орфографической
ошибки: наблюдение за правописанием
приставок
1
68
Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове
1
69
Роль суффиксов и приставок
1
70
Состав слова: систематизация знаний
1
71
Состав слова: обобщение
1
72
Отработка способов решения
орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове
1
73
Знакомство с жанром поздравления
1
74
Учимся писать буквы гласных и
согласных в корне слова
1
75
Диктант на изученные орфограммы в
корне слова
1
76
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте
1
77
Резервный урок по разделу состав слова:
корни с чередованием согласных
снег/снеж, бег/беж, пух/пуш,
сапог/сапож и др.
1
78
Резервный урок по разделу состав слова:
как образуются слова
1
79
Резервный урок по разделу состав слова:
1
1
нулевое окончание (наблюдение)
80
Списывание текста. Словарный диктант
1
81
Составление устного рассказа по
репродукции картины
1
82
Слово и его значение
1
83
Значение слова в словаре
1
84
Однозначные и многозначные слова
1
85
Значение слова в словаре и тексте
1
86
Многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова
1
87
Синонимы
1
88
Синонимы в тексте
1
89
Антонимы
1
90
Наблюдение за использованием
антонимов
1
91
Обобщение знаний по разделу
«Лексика»
1
92
Резервный урок по разделу лексика:
работаем с толковым словарем
1
93
Резервный урок по разделу лексика:
проверочная работа
1
94
Резервный урок по разделу лексика
1
95
Диктант на изученные правила
(орфограммы корня)
1
96
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте
1
97
Текст
1
1
1
1
98
Признаки текста: смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность предложений в
тексте; выражение в тексте законченной
мысли
1
99
Тема текста
1
100
Основная мысль
1
101
Заглавие текста
1
102
Подбор заголовков к предложенным
текстам.
1
103
Отработка умения подбирать заголовки
к предложенным текстам
1
104
Отработка правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов
1
105
Последовательность частей текста
(абзацев).
1
106
Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений
1
107
Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком
предложений
1
108
Корректирование текстов с нарушенным
порядком абзацев
1
109
Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком абзацев
1
110
Подробное изложение
повествовательного текста объѐмом
30—45 слов с опорой на вопросы
1
111
Повторение правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов
1
112
Имя существительное как часть речи
1
113
Имя существительное: значение
1
114
Употребление прописной и строчной
буквы
1
115
Имя существительное : вопросы
(«кто?», «что?»),
1
116
Имя существительное: изменение по
числам
1
117
Число имѐн существительных
1
118
Имя существительное: употребление в
речи
1
119
Прописная буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества людей,
клички животных
1
120
Прописная буква в именах собственных:
географические названия
1
121
Объяснительный диктант на изученные
правила (орфограммы корня, прописная
буква и др.)
1
122
Составление устного рассказа с опорой
на личные наблюдения и вопросы
1
123
Глагол как часть речи
1
124
Глагол: значение
1
125
Глагол: вопросы «что делать?», «что
сделать?» и др.
1
126
Единственное и множественное число
глаголов
1
127
Контрольный диктант
1
128
Обобщение знаний о глаголе
1
129
Подробное изложение
повествовательного текста объѐмом
30—45 слов с опорой на вопросы
1
130
Имя прилагательное как часть речи
1
131
Имя прилагательное: значение
1
132
Связь имени прилагательного с именем
существительным
1
133
Обобщение знаний об имени
прилагательном
1
134
Предлог. Отличие предлогов от
приставок
1
135
Наиболее распространѐнные предлоги:
в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
1
136
Раздельное написание предлогов с
именами существительными
1
137
Раздельное написание предлогов с
именами существительными:
закрепление
1
138
Части речи: систематизация знаний
1
139
Части речи: обобщение
1
140
Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: систематизация
1
141
Резервный урок по разделу морфология:
1
1
части речи
142
Резервный урок по разделу морфология:
изменение по числам имен
существительных
1
143
Резервный урок по разделу морфология:
роль имѐн существительных в тексте
1
144
Резервный урок по разделу морфология:
роль глаголов в тексте
1
145
Резервный урок по разделу морфология:
роль имѐн прилагательных в тексте
1
146
Резервный урок по разделу морфология:
выполняем проектное задание
1
147
Резервный урок по разделу морфология:
выполняем проектное задание
1
148
Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: обобщение
1
149
Текст-описание
1
150
Особенности текстов-описаний
1
151
Текст-повествование
1
152
Особенности текстов-повествований
1
153
Различение текстов-описаний и текстовповествований
1
154
Текст-рассуждение
1
155
Особенности текстов-рассуждений
1
156
Резервный урок по разделу развитие
речи: составляем план текста
1
157
Резервный урок по разделу развитие
1
речи: составляем план текста
158
Резервный урок по разделу развитие
речи: пишем текст по предложенному
плану
1
159
Резервный урок по разделу развитие
речи: учимся сочинять текст-описание
1
160
Резервный урок по разделу развитие
речи: учимся сочинять текстповествование
1
161
Резервный урок по разделу развитие
речи: учимся сочинять текстрассуждение
1
162
Резервный урок по разделу развитие
речи: подробное изложение текста
1
163
Резервный урок по разделу развитие
речи: проверочная работа
1
164
Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности
1
165
Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности
1
166
Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности
1
167
Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности
1
1
168
Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности
1
169
Резервный урок по разделу орфография:
проверочная работа
1
1
170
Резервный урок по разделу орфография:
проверочная работа
1
1
170
12
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
усский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык, 1 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
пособие для учителей общеобразоват. Русский язык. 1 - 2класс : учеб. для
общеобразоват. учреждений /
Проверочные работы: пособие для учащихся 1-2 кл. начальной школы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1.
Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной «Русский язык. 1
;2класс». (CD)