РП - Физическая культура 5-6

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО

-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Урв:111с1шi1 му1111щ111аJ1ы11,1й район
МКОУ СОШ №2 с.11. Стнрыi1 Черек

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО

,,,;- !,;
t21zc11�

СОГЛАСОВАНО
Заместитель
ВР
дире

Борукаева Ж.Х.­
Протокол №1 от «26»
Маирова Ф.М.ПР
....
августа 20�
августа 2023 г.
Протокол №1 от «26»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета "Физическая культура" для 5-6 классов
2023-2024 учебный год

с.п.Старый Черек 2023 г.

Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 5—6
классов общеобразовательных организаций представляет собой методически
оформленную конкретизацию требований Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего среднего образования и раскрывает
их реализацию через конкретное предметное содержание.
Общая характеристика учебного предмета «физическая культура»
При создании Примерной рабочей программы учитывались потребности
современного российского общества в физически крепком и дееспособном
подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы
здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для
самоопределения, саморазвития и самоактуализации.
В Примерной рабочей программе нашли свои отражения объективно
сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского
общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие
требования родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания
школьного образования, внедрению новых методик и технологий в учебновоспитательный процесс.
В своей социально-ценностной ориентации Примерная рабочая программа
сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая
культура» в качестве средства подготовки учащихся к предстоящей
жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения функциональных и
адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важных
физических качеств. Программа обеспечивает преемственность с Примерной
рабочей программой начального среднего общего образования, предусматривает
возможность активной подготовки учащихся к выполнению нормативов
«Президентских состязаний» и «Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса ГТО».
Цели изучения учебного предмета «физическая культура»
Общей целью школьного образования по физической культуре является
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха. В Примерной рабочей программе для 5-6 классов
данная цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов
и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном
развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом
использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа
жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом.
Развивающая направленность Примерной рабочей программы определяется
вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма
занимающихся, являющихся основой укрепления их здоровья, повышения

надёжности и активности адаптивных процессов. Существенным достижением
данной ориентации является приобретение школьниками знаний и умений в
организации самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и
прикладно-ориентированной физической культурой, возможностью познания своих
физических способностей и их целенаправленного развития.
Воспитывающее значение Примерной рабочей программы заключается в
содействии активной социализации школьников на основе осмысления и понимания
роли и значения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к их
культурным ценностям, истории и современному развитию. В число практических
результатов данного направления входит фор­мирование положительных навыков и
умений в общении ивзаимодействии со сверстниками и учителями физической
культуры, организации совместной учебной и консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых
результатов образования в основной школе является воспитание целостной
личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и
социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе
содержания учебной дисциплины «Физическая культура», которое представляется
двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным
(знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной
деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей
личностно значимого смысла, содержание Примерной рабочей программы
представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами в
раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта:
гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки),
спортивные игры, плавание. Данные модули в своём предметном содержании
ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся,
освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих
обогащению двигательного опыта.
Инвариантные и вариативные модули Примерной рабочей программы могут быть
реализованы в форме сетевого взаимодействия с организациями системы
дополнительного образования, на спортивных площадках и залах, находящихся в
муниципальной и региональной собственности.
Для бесснежных районов Российской Федерации, а также при отсутствии
должных условий допускается заменять инвариантный модуль «Лыжные гонки»
углублённым освоением содержания других инвариантных модулей («Лёгкая
атлетика», «Гимнастика», «Плавание» и «Спортивные игры»). В свою очередь,
модуль «Плавание», вводится в учебный процесс при наличии соответствующих
условий и материальной базы по решению муниципальных органов управления
образованием. Данный модуль, также как и модуль «Лыжные гонки», может быть
заменён углублённым изучением материала других инвариантных модулей
Вариативные модули объединены в Примерной рабочей программе модулем
«Спорт», содержание которого разрабатывается образовательной организацией на
основе Примерных модульных программ по физической культуре для

общеобразовательных организаций, рекомендуемых Министерством просвещения
Российской Федерации. Основной содержательной направленностью вариативных
модулей является подготовка учащихся к выполнению нормативных требований
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, активное вовлечение их
в соревновательную деятельность.
Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или
образовательной организации, модуль «Спорт» может разрабатываться учителями
физической культуры на основе содержания базовой физической подготовки,
национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В настоящей
Примерной рабочей программе в помощь учителям физической культуры в рамках
данного модуля, представлено примерное содержание «Базовой физической
подготовки».
Содержание Примерной рабочей программы изложено по годам обучения, где для
каждого класса предусмотрен раздел «Универсальные учебные действия», в котором
раскрывается вклад предмета в формирование познавательных, коммуникативных и
регулятивных действий, соответствующих возможностям и особенностям
школьников данного возраста. Личностные достижения непосредственно связаны с
конкретным содержанием учебного предмета и представлены по мере его раскрытия.
Содержание рабочей программы, раскрытие личностных и метапредметных
результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей
знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов основной школы и
подчёркивают её значение для формирования готовности учащихся к дальнейшему
образованию в системе среднего полного или среднего профессионального
образования.
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
Общее число часов для изучения физической культуры на уровне основной школе
составляет в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), во 6 классе – 68 часа (2 часа в
неделю)
При разработке рабочей программы по предмету «Физическая культура» следует
учитывать, что вариативные модули (не менее 1 часа в неделю с 5 по 6 класс) могут
быть реализованы во внеурочной деятельности, в том числе в форме сетевого
взаимодействия с организациями системы дополнительного образования детей.
При подготовке Примерной рабочей программы учитывались личностные и
метапредметные результаты, зафиксированные в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования и в «Универсальном
кодификаторе элементов содержания и требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Физическая культура в основной школе: задачи, содержание и формы
организации занятий. Система дополнительного обучения физической культуре;
организация спортивной работы в общеобразовательной школе.
Физическая культура и здоровый образ жизни: характеристика основных форм
занятий физической культурой, их связь с укреплением здоровья, организацией
отдыха и досуга.
Исторические сведения об Олимпийских играх Древней Греции, характеристика
их содержания и правил спортивной борьбы. Расцвет и завершение истории
Олимпийских игр древности.
Способы самостоятельнойдеятельности.
Режим дня и его значение для учащихся школы, связь с умственной
работоспособностью. Составление индивидуального режима дня; определение
основных индивидуальных видов деятельности, их временных диапазонов и
последовательности в выполнении.
Физическое развитие человека, его показатели и способы измерения. Осанка как
показатель физического развития, правила предупреждения её нарушений в
условиях учебной и бытовой деятельности. Способы измерения и оценивания
осанки. Составление комплексов физических упражнений с коррекционной
направленностью и правил их самостоятельного проведения.
Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями на открытых
площадках и в домашних условиях; подготовка мест занятий, выбор одежды и
обуви; предупреждение травматизма.
Оценивание состояния организма в покое и после физической нагрузки в
процессе самостоятельных занятий физической культуры и спортом. Составление
дневника физической культуры.
Физическое
совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность.
Роль и значение физкультурно-оздоровительной деятельности в здоровом образе
жизни современного человека. Упражнения утренней зарядки и физкультминуток,
дыхательной и зрительной гимнастики в процессе учебных занятий; закаливающие
процедуры после занятий утренней зарядкой. Упражнения на развитие гибкости и
подвижности суставов; развитие координации; формирование телосложения с
использованием внешних отягощений.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Роль и значение спортивнооздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современного человека.
Модуль «Гимнастика».
Кувырки вперёд и назад в группировке; кувырки вперёд ноги «скрестно»;
кувырки назад из стойки на лопатках (мальчики). Опорные прыжки через

гимнастического козла ноги врозь (мальчики); опорные прыжки на гимнастического
козла с последующим спрыгиванием (девочки).
Упражнения на низком гимнастическом бревне: передвижение ходьбой с
поворотами кругом и на 90°, лёгкие подпрыгивания; подпрыгивания толчком двумя
ногами; передвижение приставным шагом (девочки). Упражнения на
гимнастической лестнице: перелезание приставным шагом правым и левым боком;
лазанье разноимённым способом по диагонали и одноимённым способом вверх.
Расхождение на гимнастической скамейке правым и левым боком способом
«удерживая за плечи».
Модуль «Лёгкая атлетика».
Бег на длинные дистанции с равномерной скоростью передвижения с высокого
старта; бег на короткие дистанции с максимальной скоростью передвижения.
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту с прямого
разбега. Прыжки в длину с места толчком двумя ногами.
Метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень; метание
малого мяча на дальность с трёх шагов разбега.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол.
Передача мяча двумя руками от груди, на месте и в движении; ведение мяча на
месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой»; бросок мяча в корзину
двумя руками от груди с места; ранее разученные технические действия с мячом.
Волейбол.
Прямая нижняя подача мяча; приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху
на месте и в движении; ранее разученные технические действия с мячом.
Футбол.
Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы с небольшого разбега;
остановка катящегося мяча способом «наступания»; ведение мяча «по прямой», «по
кругу» и «змейкой»; обводка мячом ориентиров (конусов).
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических
упражнений, упражнений лёгкой атлетики, технических действий спортивных игр.
Модуль «Спорт». Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса
ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и
оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта,
культурно-этнических игр.
6 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения в современном мире;
роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии Девиз, символика и ритуалы
современных Олимпийских игр. История организации и проведения первых
Олимпийских игр современности; первые олимпийские чемпионы.
Способы самостоятельной деятельности.

Ведение дневника физической культуры Физическая подготовка и её влияние на
развитие систем организма, связь с укреплением здоровья; физическая
подготовленность как результат физической подготовки.
Правила и способы самостоятельного развития физических качеств Способы
определения индивидуальной физической нагрузки. Правила проведения
измерительных процедур, по оценке физической подготовленности. Правила
техники выполнения тестовых заданий и способы регистрации их результатов.
Правила и способы составления плана самостоятельных занятий физической
подготовкой.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Правила самостоятельного закаливания организма с помощью воздушных и
солнечных ванн, купания в естественных водоёмах. Правила техники безопасности
и гигиены мест занятий физическими упражнениями.
Оздоровительные комплексы: упражнения для коррекции телосложения с
использованием дополнительных отягощений; упражнения для профилактики
нарушения зрения во время учебных занятий и работы за компьютером; упражнения
для физкультпауз, направленных на поддержание оптимальной работоспособности
мышц опорно-двигательного аппарата в режиме учебной деятельности.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика».
Акробатическая комбинация из общеразвивающих и сложно координированных
упражнений, стоек и кувырков, ранее разученных акробатических упражнений.
Комбинация из стилизованных общеразвивающих упражнений и сложнокоординированных упражнений ритмической гимнастики, разнообразных движений
руками и ногами с разной амплитудой и траекторией, танцевальными движениями
из ранее разученных танцев (девочки).
Опорные прыжки через гимнастического козла с разбега способом «согнув ноги»
(мальчики) и способом «ноги врозь» (девочки).
Гимнастические комбинации на низком гимнастическом бревне с использованием
стилизованных общеразвивающих и сложно-координированных упражнений,
передвижений шагом и лёгким бегом, поворотами с разнообразными движениями
рук и ног, удержанием статических поз (девочки).
Упражнения на невысокой гимнастической перекладине: висы; упор ноги врозь;
перемах вперёд и обратно (мальчики). Лазанье по канату в три приёма (мальчики).
Модуль «Лёгкая атлетика».
Старт с опорой на одну руку и последующим ускорением; спринтерский и
гладкий равномерный бег по учебной дистанции; ранее разученные беговые
упражнения.
Прыжки в длину с места толчком двумя ногами. Прыжковые упражнения:
прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»; ранее разученные
прыжковые упражнения в длину и высоту; напрыгивание и спрыгивание.

Метание малого (теннисного) мяча в подвижную (раскачивающуюся) мишень.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол.
Технические действия игрока без мяча: передвижение в стойке баскетболиста;
прыжки вверх толчком одной ногой и приземлением на другую ногу; остановка
двумя шагами и прыжком.
Упражнения с мячом: ранее разученные упражнения в ведении мяча в разных
направлениях и по разной траектории, на передачу и броски мяча в корзину.
Правила игры и игровая деятельность по правилам с использованием разученных
технических приёмов.
Волейбол.
Приём и передача мяча двумя руками снизу в разные зоны площадки команды
соперника. Правила игры и игровая деятельность по правилам с использованием
разученных технических приёмов в подаче мяча, его приёме и передаче двумя
руками снизу и сверху.
Футбол.
Удары по катящемуся мячу с разбега. Правила игры и игровая деятельность по
правилам с использованием разученных технических приёмов в остановке и
передаче мяча, его ведении и обводке.
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических
упражнений, упражнений лёгкой атлетики, технических действий спортивных игр.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с
использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и
оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта,
культурно-этнических игр.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС

№
п/п

Количество часов

Наименование
разделов и тем
программы
Всего

Раздел 1.
Знания о
1.1. физической
2
культуре
Раздел 2.
Способы
2.1 самостоятельной
2
деятельности.
Физическое совершенствование.
Раздел 1
ФизкультурноВ
1.1. оздоровительная процессе
деятельность.
урока
Раздел 2
Модуль
2.1.
12
«Гимнастика».
Модуль «Лёгкая
2.2.
16
атлетика».
Модуль
«Спортивные
24
игры».
8
2.3. Баскетбол.
Волейбол.
8
Футбол.
8
Раздел 3
Модуль «Спорт».
Подготовка к
3.1. выполнению
12
нормативов
комплекса ГТО
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
68
0
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2

www.edu.ruwww.school.edu.ru

2

www.edu.ruwww.school.edu.ru

www.edu.ruwww.school.edu.ru

12
16

www.edu.ruwww.school.edu.ru
www.edu.ruwww.school.edu.ru
www.edu.ruwww.school.edu.ru

24
8
8
8

12

68

www.edu.ruwww.school.edu.ru
www.edu.ruwww.school.edu.ru
www.edu.ruwww.school.edu.ru

https://www.gto.ru/norms

ВФСК ГТО (gto.ru)

6 КЛАСС

№
п/п

Количество часов

Наименование
разделов и тем
программы
Всего

Раздел 1.
Знания о
1.1. физической
2
культуре
Раздел 2.
Способы
2.1 самостоятельной
2
деятельности.
Физическое совершенствование.
Раздел 1
ФизкультурноВ
1.1. оздоровительная процессе
деятельность.
урока
Раздел 2
Модуль
2.1.
12
«Гимнастика».
Модуль «Лёгкая
2.2.
16
атлетика».
Модуль
«Спортивные
24
игры».
8
2.3. Баскетбол.
Волейбол.
8
Футбол.
8
Раздел 3
Модуль «Спорт».
Подготовка к
3.1. выполнению
12
нормативов
комплекса ГТО
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
68
0
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2

www.edu.ruwww.school.edu.ru

2

www.edu.ruwww.school.edu.ru

www.edu.ruwww.school.edu.ru

12
16

www.edu.ruwww.school.edu.ru
www.edu.ruwww.school.edu.ru
www.edu.ruwww.school.edu.ru

24
8
8
8

www.edu.ruwww.school.edu.ru
www.edu.ruwww.school.edu.ru
www.edu.ruwww.school.edu.ru

12

ВФСК ГТО (gto.ru)

68

https://www.gto.ru/norms


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».