Рабочая программа по учебному предмету «Родная (кабардино-черкесская) литература».
1.Рабочая программа по учебному предмету «Родная (кабардино-черкесская) литература»
(предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно - программа по
родной (кабардино-черкесской) литературе, кабардино-черкесская литература) разработана для
обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родной
(кабардино-черкесской) литературе.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (кабардино-черкесской)
литературы, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к
определению планируемых результатов.
3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардиночеркесской) литературе
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
основного общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
5.Пояснительная записка.
5.1. Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе концентрически расширяет
содержание, уже усвоенное на уровне начального общего образования, систематизирует
представления по кабардино-черкесской литературе и углубляет знания обучающихся об
историческом и жанрово-родовом развитии кабардиночеркесской литературы. В процессе
текстуального изучения литературных произведений на уровне основного общего образования
продолжается развитие устной и письменной речи, познавательной активности, логического
мышления, умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Специфика учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» определяется
сущностью литературы как феномена национальной культуры. Воздействуя на обучающихся на
эмоциональном и интеллектуальном уровнях, она приобщает их к нравственно-эстетическим
ценностям народа, формирует духовный облик, нравственные ориентиры, общее миропонимание
и национальное самосознание.
Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе определяет список
разножанровых произведений разных эпох, авторов, тем.
Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных
литературных произведений, используются межпредметные связи с курсом русской литературы.
5.2. В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе выделяются
следующие содержательные линии:
Содержательная линия «Литература как сфера творческой деятельности и как учебный
предмет» направлена на формирование навыков определения художественных и научных
текстов, литературных жанров, усвоение литературоведческих понятий для анализа
художественного произведения.
Содержательная линия «Устное народное творчество» направлена на изучение основных жанров
адыгского фольклора, определение его нравственного идеала.
Содержательная линия «Исторические истоки современной кабардиночеркесской литературы»
посвящена изучению творчества кабардинских и черкесских писателей и определению его
значения для современной литературы.
Содержательная линия «Становление кабардино-черкесской литературы в первые десятилетия
XX века» предполагает изучение кабардино-черкесской литературы начала XX века.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о героях труда» направлена на
изучение произведений литературы, посвященныхтрудящимся разных сфер деятельности.
Содержательная линия «Патриотические чувства и любовь к Родине в мирное и военное время»
предполагает изучение литературы адыгского народа, посвященной героям Великой
Отечественной войны, патриотизму и любви к Родине в мирное время, нравственному
совершенству и внутренней красоте человека, красоте и щедрости природы родного края
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о внутреннем мире человека»
направлена на изучение современной кабардино-черкесской литературы, отражающей
внутренние переживания человека в условиях информационного общества..
5.3. Изучение родной (кабардино-черкесской) литературы направлено на достижение
следующих целей:
приобщение обучающихся к литературному наследию кабардинского народа, развитие устной и
письменной речи на родном языке, обучениеосновным теоретико-литературным понятиям,
воспитание ценностногоотношения к родной кабардино-черкесской литературе как к хранителю
культурного наследия кабардинского народа;
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа и
особому способу познания жизни;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
лучших произведений литературы своего народа;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на эмоциональном и интеллектуальном уровнях;
воспитание культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё
мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к языкам,
к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;
осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития, формирование
стремления сознательно планировать и реализовывать свое чтение.
5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардино-черкесской)
литературы - 68 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в
неделю).
6.Содержание обучения в 5 классе.
6.1.Введение. Книга – наш верный друг.
Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии 5 класса. Знакомство с
историей создания книги, определение роли книги в жизни человека, специфики художественной
литературы как искусства слова, выявление круга читательских интересов обучающихся,
подготовка к восприятию курса литературы в 5 классе.
Литература как вид искусства и способ отображения прошлого, настоящего и будущего
народа в художественных образах.
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.
Добро и зло, справедливость и истина, красота и совесть, любовь и дружба, семья и
ответственность, любовь к родному краю, свобода – наиболее часто изображаемые авторами
человеческие ценности. Литература как один из источников обогащения речи обучающихся, ее
роль в жизни.
6.2.Устное народное творчество
Устное народное поэтическое творчество как сокровищница богатейшей художественной
традиции адыгов. Характеристика основных жанров народного творчества. Народная поэзия как
источник создания народной литературы. Богатство отражения мира в фольклорных
произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
6.2.1Народные сказки.
Сказка «Бажэ хеящIэ» («Лиса-судья»). Сюжет сказки. Образы животных в сказке. Поучительный
характер сказки: отвечать добром на добро, всегда быть на стороне правды.
«Къэблэжьар лъапIэщ» («Что заработано, то дорого»). Сюжет и основная идея сказки. Труд как
средство воспитания нравственных качеств. Бытовой характер сказки.
«Иныжьым и къан» («Приемный сын Иныжа»). Сюжет и композиция сказки. Система образов в
сказке. Реалистичность деталей и фантастичность сюжета. Волшебная сказка.
Теория литературы. Народные сказки. Виды сказок.
6.2.2.Эпос «Нарты».
«Сосрыкъуэ и джатэмрэ и шымрэ («Конь и меч Сосруко»). Нартский эпос – один из жанров
устного народного творчества. Композиционные и языковые особенности текстов нартского
2
эпоса. Используемые приемы в создании образов. Герой нартского эпоса, его облик и поступки.
Сила и отвага богатырей в борьбе со злом.
6.2.3.Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и
поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного
красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость,
выразительность и образность загадок.
Скороговорки. Скороговорки как веселая и легкая форма обучения детей правильному
произношению звуков родной речи.
6.3.Литературная сказка
Литературная сказка «Елбэздыкъуэ» («Эльбаздуко»). Тема мирного труда и защиты родной
земли. Эльбаздуко – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Волшебная
сказка героического содержания. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Творческое использование
традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и ее глубокий смысл. Нравоучительный
и философский характер сказок.
Жанимов Борис Асхадович.Литературная сказка «Дыщэ баш» («Золотой посох»). Волшебная
сказка героического содержания. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Творческое использование
традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и ее глубокий смысл. Нравоучительный
и философский характер сказок.
6.4.Кабардино-черкесская литература XX века
Кешоков Алим Пшемахович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.Стихотворение
«Адыгэ хэку» («Адыгский край»). Любовь поэта к родному краю. Красота природы родного
края, средства ее изображения.
Цагов Нури Айтекович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Уэсыр сытым
къыхэкIрэ?» («Откуда берется снег?»). Изучение окружающего мира. Любознательность и жажда
к знаниям. Взаимоотношения между поколениями. Интеграция с биологией.
Шогенцуков Али Асхадович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.Стихотворения
«Бжьыхьэ» («Осень»), «ЩIымахуэ» («Зима»), «Гъатхэ» («Весна»). Умение чувствовать красоту
природы. Конкретные пейзажные зарисовки. Поэтическое изображение родной природы и
выражение авторского настроения, миросозерцания. Радостная, яркая, полная движения картина
природы. Язык стихотворения.
Охтов Абдулах Нашхович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Дудакъ»
(«Дрофа»). Взаимосвязь природы и человека в рассказе. Добро и зло в образах героев.
Структурные части рассказа. Композиция.
Абитов Владимир Кадырович. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта.Стихотворение
«Мамырыгъэр хъумэныр текIуэныгъэщ» («Сохранение мира есть победа»). Тема памяти. Образ
Красного знамени как символа победы над врагом. Изобразительно-выразительные средства в
стихотворении.
Налоев Заур Магометович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения
«ПцIащхъуэ» («Ласточка»), «ЩIымахуэ» («Зима»). Взаимосвязь природы и человека в
стихотворениях Налоева. Способы выражения любви к живой природе. Образы животных и птиц
в стихотворениях.
Куашев Бетал Ибрагимович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.Стихотворение
«Си гъусэщ» («Всегда со мной»). Книга в жизни автора. Образ книги в стихотворении и средства
его создания. Книга в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного
поколения другому. Язык и композиция произведения.
Тхамоков Барасби Гумарович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«Зэрыджэ Iэрамэ» («Кисть калины»). Рассказ о взаимоотношениях в семье. Уважение и
почитание старших, забота о них. Способность преодолевать трудности для спасения близкого
человека. Художественные особенности текста. Приемы создания характеров.
6.5.Произведения о Великой Отечественной войне
3
Бозиев Людин Аминович.Рассказ «Лонэ и зы махуэ» («Один день Лени»). Рассказ о
беспощадности войны. Рано повзрослевшие дети и старики в тылу врага. Поступки героев во имя
спасения близких людей.
Кармоков Мухамед Мухажирович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«Зэман хьэлъэм» («В тяжелое время»), отрывок из рассказа «Дыжьын фалъэ» («Серебряная
чаша»). Тяжелые годы Великой Отечественной войны. Образ детей, прошедших через ужас
войны. Национально-культурные особенности языка произведения. Речевая характеристика
героев рассказа.
Жилетежев Саладин Хамзетович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«Нарт и ныбжьэгъухэр» («Нарт и его друзья»). Место питомцев в жизни детей. Животные
становятся главными героями произведения.
Шомахов Амирхан Камизович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение
«Зэраншу» («Сорванец»). Стихотворение о мальчике, который все время шалит, герое смешных
историй. Средства юмористической характеристики в стихотворении. Мир детства в
стихотворении.
Ханфенов Алим Мазанович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение
«Сэ къысщохъур абы сыщIыгъуауэ…» («Мнится мне, что был я с ним»). Главная тема
стихотворения. Патриотические подвиги людей в годы Великой Отечественной войны в
стихотворении. Нравственные уроки мужества простого народа.
Тхагазитов Зубер Мухамедович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.
Стихотворение «Гуапагъэ» («Сердечность»). Авторская позиция. Основная мысль
стихотворения. Милосердие, сердечность, доброта и сострадание в жизни человека.
Бакуева Мария Исхаковна. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«ЩIакхъуэ» («Хлеб»). Противопоставление человека и обстоятельств в военное время. Сила духа
матери. Женщина-мать в годы войны. Поучительный характер произведения: воспитание
бережного отношения к хлебу.
Гаунов Борис Хизирович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.Рассказ «Уэ къэкIуэж
закъуэ, папэ» («Ты только вернись, папа»). Тема тяжелой послевоенной жизни в маленьком ауле.
Мечты и реальность военного детства.
Губжоков Лиуан Мухамедович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Бжьэ
къэпщIахэ» («Пчелиный рой»). Воспитание уважения к труду и человеку труда. Положительное
влияние пчеловода Мусы на мальчиков. Пчеловодство в жизни адыгов. Главная идея рассказа,
его поучительный характер.
Бештоков Хабас Карнеевич. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта.Стихотворение
«Адэжь щIыналъэ» («Земля отцов») (можно заменить другим стихотворением о родном крае).
Любовь поэта к родному краю. Красота природы родного края, средства ее изображения. Образ
лирического героя. Композиция стихотворения.
Куантов Азид Томашевич. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«Джэрпэджэж» («Эхо»). Тема человека и природы. Экологическая тема: защита окружающей
природы. Связь поколений. Образ старших – пример для подражания младшего поколения. Тема
традиций народа, их роли в воспитании подрастающего поколения.
Гедгафов Борис Мухамедович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения
«Си анэбзэ, си адыгэбзэ» («Язык моей матери, мой язык»). Изображение любви к родному языку,
родной земле. Неразрывность связи родного языка и родной земли. Связь поколений через
обычаи и традиции народа – основная мысль произведения.
6.6.Басни
Кагермазов Борис Гидович.Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.Басни
«Хьэдзыгъуанэмрэ Бжьэмрэ» («Оса и пчела»), «Укъызэрынэжыну зыщI» («Будь собой…»).
Особенности характеров персонажей. Роль животных. Тема жадности. Аллегория и мораль.
Образы животных как отражение человеческих свойств в баснях. О морали басни.
6.7.Теория литературы.
Народные сказки. Виды сказок. Литературные сказки. Связь с устнымнародным творчеством.
Роль и значение литературных сказок ввоспитании.Идейно-художественные особенности
4
литературных сказок.Жанровыепризнаки и фольклорная основа литературных сказок.
Понятиеостихотворной сказке. Торжество справедливости - главная идея сказок.Нравственная
проблематика. Сходство и различие литературной и народнойсказок (композиционные и
языковые особенности). Литературные приёмысоздания сказочной ситуации. Народный юмор,
красочность и яркостьязыка.Фольклоризмы в произведениях.
Понятие о жанре рассказа. Отличие поэтического произведения от прозаического. Эпитет как
средство художественной выразительности.
Основные признаки стихотворения. Сравнение и олицетворение каксредства художественной
выразительности.
Средства художественной изобразительности в произведении. Композиция произведения.
Сатира и юмор. Их место в художественной литературе. Юмор (развитие представления),
речевая характеристика персонажей (начальное представление).
Литературный герой, его собирательный образ.
Понятие о жанре басни, жанровое различие басни, стихотворения и рассказа. Аллегория и
мораль.
7.Содержание обучения в 6 классе.
7.1.Введение Литература и читатель.
Художественные и нехудожественные произведения. Художественная литература в жизни
человека, ее место и значение. Роль литературы в воспитании и развитии подрастающего
поколения. Национальная литература и его особенности.
7.2.Адыгский фольклор
7.2.1. Сказания «Лъэпщ Iэдэ зэрищIар» («Как Тлепш смастерил щипцы»), «Нартхэ я гъубжэ»
(«Серп нартов»), «Батэрэз иныжьыр иукIыу Уэзырмэс къызэрихьыжар» («Как Батараз сразил
Иныжа и вернул нартам Озермеса»). Нартские сказания о Батаразе. Отношение к нему других
героев эпоса. Отзвуки древних обычаев в сказаниях о Батаразе.
7.2.2. Исторические предания
Устное творчество, основанное на исторических событиях: «Андемыркъан теухуа псалъэ»
(«Слово о герое Андемиркане»), «Андемыркъан и къэхъукIамрэ и япэ ежьэгъуэмрэ и хъыбар»
(«Предание о происхождении Андемиркана и его первом наездничестве»). Образ Андемиркана
как национального героя, защитника порабощенных и униженных. Борец с несправедливостью и
социальным неравенством.
7.2.3.Сказание «Къэзанокъуэ Жэбагъы теухуа псалъэ» («Сказания о мудреце Джабаги
Казаноко»). Значение сказаний о Джабаги в утверждении веры в доброту и справедливость. Его
место в устном народном творчестве народов Северного Кавказа.
Сказание «Хэт мысэр» («Кто виновен?»). Тема сказания и его главные герои. Актуальность
сказания для нашего времени.
7.3. Кабардино-черкесская литература начала XX века
Шогенцуков Али Асхадович.Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«Хьэжыгъэ пут закъуэ» («Пуд муки»). Сюжет и герои рассказа. Роль пейзажа в рассказе.
Сочувствие к крестьянским детям. Тяга Хасета к получению образования. Образ Хасета и
Мурата в рассказе. Роль образов двух мальчиков в выражении основной мысли автора.
Поэма «ЩIымахуэ жэщ» («Зимняя ночь») (отрывок). Основная тема поэмы. Главные герои
поэмы. Трагедия матери, потерявшей ребенка. Произведение о борьбе простого народа за
счастливое будущее.
Дугужев Курман Бахсидович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.Рассказ
«Мырсыт» (кличка собаки). Взаимоотношения людей и природные явления в рассказе. Идея
бережного отношения к животным. Роль и место домашних животных в жизни людей.
7.4. Произведения о Великой Отечественной войне
Братов Хабас Мухамедович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Замир»
(«Замир»). Солдатские будни, пробуждающие чувство скорбной памяти павших на полях
сражений. Чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Роль
образа героя, его имени в выражении основной темы рассказа.
5
Шибзухов Мухадин Мачраилович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.Рассказ
«НатIэху» («Белолобый»). Произведение о жизни простых людей в немецкой оккупации. Боевой
конь как символ свободы и героизма народа.
Журтов Биберд Кумыкович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Дадэ деж
лъагъунлъагъу» («Посещение дедушки»). Жизнь жителей аула в тяжелое время оккупации во
время Великой Отечественной войны. Образ мальчика, способного на героический поступок.
Роль образа героя, его имени в выражении основной мысли рассказа.
Шомахов Амирхан Камизович.Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«ЗэкъуэшитI» («Два брата»). Душевная чистота главных героев. Нравственные проблемы
рассказа: дружба, честность, доброта, понятие долга. Национальное преломление
общечеловеческих ценностей в рассказе.
7.5.Литература послевоенного времени
Кешоков Алим Пшемахович .Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение
«Гъуэгу къежьапIэ» («Начало пути»). Любовь к родному языку. Тема неразрывности языка и
жизни народа: в нем его природа, его душа и быт.
Язык и стиль стихотворения «Поэзие» («Поэзия») (или: «Пасэрей хабзэ» («Древний обычай»)).
Кагермазов Борис Гидович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение
«ЗауэлIым и псылъэ» («Солдатская фляжка»). Тяжелое время войны в произведении. Солдатская
фляжка погибшего на Курпских высотах как символ героизма и самоотверженности советских
солдат. Лирический герой. Обращение лирического героя к погибшим друзьям.Язык и стиль
стихотворения.
Утижев Борис Кунеевич. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Насыпыр
щагуэшыр пщэдджыжьырщ» («Счастье раздают на рассвете»). Жизнь и быт народа в период
послевоенного восстановления. Взаимоотношения детей и родителей. Семейные ценности в
рассказе.
Особенности композиции и языка рассказа.
Сонов Абдулчарим Кадырович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Народнопоэтический колорит стихотворения «Шагъдий» («Шагди»). Тема красоты, гармонии человека с
миром. Гармоничность и музыкальность поэтической речи поэта.
Стихотворение «Налшык паркым» («В парке Нальчика») (по выбору).
7.6.Окружающий мир
Кармоков Мухамед Мухажирович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.Рассказ
«Парий» (кличка собаки). Отношение человека к домашним питомцам. Чувство ответственности
и привязанности формирует характер человека. Преданность братьев наших меньших нельзя
предавать. Художественные средства, которые использует автор, чтобы выразить характер
образов и героев рассказа.
Тхамоков Барасби Гумарович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«Лъэбыцэ» («Тлябица»). Взаимосвязь человека и окружающей среды. Тема охраны природы.
Хахов Сафарби Гидович. Рассказы «Мэзым» («В лесу»), «ЖыгитI» («Два дерева»). Красота
весеннего леса. Взаимосвязь природы и человека.
Губжоков Лиуан Мухамедович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения
«Къуршхэр плъырщ» («Горы стоят на страже»), «ГъуэгущхьэIу жыг» («Придорожное дерево»).
Тема природы в стихотворении. Чувство любви к родной природе, родине. Художественные
средства, передающие различные состояния природы.
7.7.Литература народов России
Русская литература
Лермонтов Михаил Юрьевич. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Поэма «Мцыри»
в переводе Ацканова Руслана Хасбиевича (в сокращении). Восхищение поэта Кавказом и его
жителями. Свободный, сильный дух героя поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в
произведении. Тема свободы народа и конкретного человека.
7.8.Литература народов Кабардино-Балкарии, Северного Кавказа
Литература балкарского народа. Литература народов Северного Кавказа, их взаимосвязь.
6
Кулиев Кайсын Шуваевич. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Анэ»
(«Мать»). Любовь и почитание матери. Изображение выносливости и терпеливости матери в
стихотворении. Основная мысль стихотворения.
7.9. Произведения кабардино-черкесской литературы для обзорного изучения
Хаупа Джабраил Кубатиевич.
Краткие сведения о жизни и творчестве поэта.
Стихотворения «Музыкэ» («Музыка»), «Сыздэшэжи къуажэм ущехыжкIэ…» («Возьми меня с
собой в аул…»). Воздействие музыки на эмоциональную сферу и нравственный мир человека.
Символы, с помощью которых автор обозначает любовь к родному краю, к матери.
Кауфов Хачим Хабасович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Очерк
«Къанкъуэщыр уафэм хуэзыша дэкIуеипIэхэр» («Ступени, приведшие Канкошева в небо»).
Очерк из документальной повести «Къуршыбгъэм и уафэр лъагэщ» («Орел летит высоко»).
Очерк о героизме летчика А. Канкошева. Защита родной земли от немецких захватчиков как
основная цель человека на войне.
Жилетежев Саладин Хамзетович. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«КIыгуугу лъэпкъыр зэрыкIуэдыжар» («Как исчез род кукушек»). Основная мысль рассказа.
Тема сохранения родного языка. Образ кукушки как олицетворение человека, пренебрегшего
родным языком. Роль изобразительно-выразительных средств языка в рассказе.
Абитов Хизир Яхьяевич. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение «Бгы
абрагъуэмрэ джэдыкIэ цIыкIумрэ» («Скала и маленькое яйцо»). Образность стихотворения.
Метафоричность образа скалы и яйца. Сила духа в стихотворении. Мораль стихотворения.
Композиция стихотворения. Выявление средств художественной выразительности.
7.10.Теория литературы.
Героический нартский эпос. Композиция сказаний, система образов, средства художественной
выразительности.
Первоначальные представления о поэме как поэтическом жанре.
Традиции литературы. Автор и главный герой произведения. Проблемы, которые поднимает
автор. Сюжет, фабула.
Стихотворные размеры (стопа, ямб, хорей).
Развитие понятия о сравнении и олицетворении.
Лирический герой. Патриотическая лирика.
Очерк, его отличие от рассказа.
Лирический герой, патриотическая лирика.
8. Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской)
литературе на уровне основного общего образования.
8.1.В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, активноеучастие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества,родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормахи правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной
(кабардино-черкесской) литературы;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы; активное участие в
самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной
7
деятельности;
2. патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка и родной
(кабардино-черкесской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в
контексте изучения произведений кабардино-черкесской литературы, а также литературы
народов России, русской и зарубежной литературы;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в кабардино-черкесской литературе;
3. духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётомосознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
4. эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных
произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5. физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта,
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием,
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев;
6. трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах
литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
8
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, в том числе при изучении произведений кабардино-черкесского фольклора и
литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
7. экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
8. ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных
произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного
образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9. обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах,включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию
как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
находить позитивное в
произошедшей
ситуации,
быть готовым действовать
в отсутствии гарантий успеха.
8.2.В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне
9
основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные
учебные
действия,
коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение
совместной деятельности.
8.2.1.У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных
текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные
объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов,
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
8 11.2.2.У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей литературного объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
(эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
опыта, исследования; владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
8.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и
другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать,
анализировать, систематизировать и
интерпретировать
литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)
в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой
информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами,
10
иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать
эту информацию.
8.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы
по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и
поддержание общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
8.2.5.У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
8.2.6.У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных
действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей,
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциямидругих; выявлять и
анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя
примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё
11
вокруг.
8.2.7.У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы
на уроках родной (кабардино-черкесской) литературы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться,обсуждать процесс и результат совместной
работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной (кабардиночеркесской)
литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
8.3. Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы. К
концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею
литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставляя их действия и поступки,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определять в произведении элементы
сюжета, композиции; определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка
(сравнение и олицетворение), понимать их роли в раскрытии содержания произведения;
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств
родного языка, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
вести диалог на материале прочитанного произведения;
выбирать произведения устного народного творчества для самостоятельного чтения,
руководствуясь конкретными целевыми установками;
рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), при необходимости цитатный;
создавать небольшие тексты в устной и письменной форме по типусочинений и малых жанров
художественной литературы;
писать сочинение-описание и сочинение-повествование на материале жизненных и
литературных впечатлений;
читать выразительно по ролям прозаические произведения; участвовать в создании
элементарных учебных проектов под руководством учителя и публично представлять их
результаты (с учетом литературного развития обучающихся);
владеть начальными умениями использования энциклопедии, словари и справочники по
литературе, в том числе электронной формой учебника.
8.4. Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы. К
концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров;
владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
определять духовно-нравственные ценности родной кабардино-черкесской литературы и
12
культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями русского народа;
формулировать собственное отношение к произведениям родной кабардиночеркесской
литературы, оценивать произведения;
интерпретировать изученные литературные произведения, понимать авторскую позиции и свое
отношение к ней;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать;
пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный,
творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя
формулировать вопросы к тексту; понимать образную природу литературы как явление
искусства; понимать родное слово в его эстетической функции, роль изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений;
различать основные жанры адыгского фольклора, понимать значение устного народного
творчества как основы письменной кабардино-черкесской литературы;
строить устные и письменные высказывания по тематике изученных произведений родной
литературы, создавать связный устный и письменный текст на родном языке с учетом
литературных норм.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Изучение художественных произведений – 34 часов, в том числе на изучение теории литературы
и развитие речи – 4–5 часов, повторение изученного материала – 1–2 часа.
При реализации Программы должны быть учтены возможности использования электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и пособия, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов)
(Приложение 2).
Список произведений, рекомендованный для внеклассного чтения и чтения наизусть, дан в
приложении к Программе (Приложение 3). Список произведений для внеклассного чтения и
чтения наизусть определяется учителем самостоятельно в зависимости от уровня подготовки
обучающихся, также для внеклассного чтения могут быть отобраны литературные произведения
с учетом этнокультурных особенностей региона.
13
5 класс – 34 ч.
Тема,
курса
Кол-во
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы)
Книга – наш верный друг.
Литература как вид искусства и способ
отображения прошлого, настоящего и
будущего народа в художественных
образах
1
1https://learningapps.org/myapps.php
2.http://book.cnppm.ru/
Итого
Устное народное Адыгский фольклор.
творчество
Народные сказки.
Виды сказок (обзор).
Cказки о животных.
«Бажэ хеящIэ» («Лиса-судья»).
Бытовой характер сказки. «Къэблэжьар
лъапIэщ» («Что заработано, то дорого»).
Волшебная сказка.
«Иныжьым и къан» («Приемный сын
Иныжа»).
Эпос «Нарты». «Сосрыкъуэ и джатэмрэ
и шымрэ» («Конь и меч Сосруко»).
Пословицы и поговорки.
Загадки.
Скороговорки.
Теория литературы:
народные
сказки,
виды
сказок,
художественное
произведение
и
фольклор
1
6
Введение
раздел
Пр
ое
Сочинение Тест
кт
Программное содержание
1.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
Сочинение
Итого:
Литературная
сказка
Итого:
Подведение
итогов
первой
полугодии
Кабардиночеркесская
литература
XX
века
2
1https://learningapps.org/myapps.php
2.http://book.cnppm.ru/
8
3
Литературная сказка «Елбэздыкъуэ»
(«Эльбаздуко»).
Б. Жанимов «Дыщэ баш» («Золотой
посох»).
Теория литературы:
литературные
сказки
Полугодовая контрольная
(тестирование)
работа
3
1
1
А. П. Кешоков.
Стихотворение
«Адыгэ
хэку»
(«Адыгский край»).
Н. А. Цагов. Рассказ
«Уэсыр сытым къыхэкIрэ?» («Откуда
берется снег?»).
А. А. Шогенцуков.
Стихотворения «Бжьыхьэ» («Осень»),
«ЩIымахуэ»
(«Зима»),
«Гъатхэ»
(«Весна»)
А. Н. Охтов.
Рассказ «Дудакъ» («Дрофа»).
Теория литературы:
понятие о жанре рассказа, эпитет
Проектная работа
«Си ныбжьэгъу псэущхьэхэр» («Мои
любимые питомцы»)
В. К. Абитов.
1https://learningapps.org/myapps.php
2.http://book.cnppm.ru/
2
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/
2
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/
1https://learningapps.org/myapps.php
2.http://book.cnppm.ru/
1
1
15
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/
Стихотворение «Мамырыгъэр хъумэныр
текIуэныгъэщ»
(«Сохранение мира есть победа»).
З. М.Налоев.
Стихотворения
«ПцIащхъуэ»
(«Ласточки»), «ЩIымахуэ» («Зима»).
Б. И. Куашев. Стихотворение «Си
гъусэщ» («Всегда со мной»).
Теория литературы: стихотворение
(основные
признаки),
сравнение,
олицетворение
Б. Г. Тхамоков.
Рассказ «Зэрыджэ Iэрамэ» («Кисть
калины»).
1..https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
2.https://wordwall.net/ru/myactivities
1
Итого:
7
Произведения о Л. А. Бозиев.
Великой
Рассказ «Лонэ и зы махуэ» («Один день
Отечественной
Лени»).
войне
М. М. Кармоков.
Рассказ «Зэман хьэлъэм» («В тяжелое
время»), отрывок из рассказа «Дыжьын
фалъэ» («Серебряная чаша»).
С. Х. Жилетежев.
Рассказ «Нарт и ныбжьэгъухэр» («Нарт
и его друзья»)
3
А. К. Шомахов.
1
16
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/
Стихотворение
«Зэраншу»
(«Сорванец»).
А. М. Ханфенов.
Стихотворение «Сэ къысщохъур абы
сыщIыгъуауэ…» («Мнится мне, что я
был вместе с ним»).
З. М. Тхагазитов.
Стихотворение «Гуапагъэ»
(«Сердечность»).
Теория литературы: сатира и юмор
М. И.Бакова.
Рассказ «Щlакхъуэ» («Хлеб»).
Б. Х Гаунов.
Рассказ «Уэ къэкIуэж закъуэ, папэ» («Ты
только вернись, папа»).
Л. М Губжоков.
Рассказ «Бжьэ къэпщIахэ» («Пчелиный
рой»).
Теория литературы:
литературный герой
Х. К. Бештоков.
Стихотворение
«Адэжь
щIыналъэ»
(«Земля отцов»)
Проект «Си Хэку» «Мой край родной»
А. Т. Куантов.
Рассказ «Джэрпэджэж» («Эхо»)
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/
1
3
I.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.
1
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
1
Б. М. Гедгафов.
Стихотворение «Си анэбзэ, си адыгэбзэ»
(«Язык моей матери, мой язык»)
Сочинение
2
1
Итого:
12
17
1.https://wordwall.net/ru/myactivities
2.http://book.cnppm.ru/
Басни
Итого:
Подведение
итогов
Б. Г. Кагермазов.
Басни «Хьэдзыгъуанэмрэ Бжьэмрэ»
(«Оса и пчела»), «Укъызэрынэжыну
зыщI» («Будь собой»).
Теория литературы: понятие о жанре
басни, жанровое различие басни,
стихотворения и рассказа, аллегория и
мораль
1
Повторение.
Беседа о наиболее значимых изученных
произведениях.
Годовая
контрольная
работа
/
тестирование
1
1
1
6 класс – 34 ч.
Тема,
сочин
раздел
Программное содержание
ение
курса
Введение
Литература и
читатель.
Художественные и
нехудожественные произведения. Художественная
литература в жизни человека, ее место и значение.
Роль литературы в воспитании и развитии
подрастающего поколения. Национальная литература
и его особенности
Итого:
Адыгский
Фольклор. Нартский эпос. Сказания «Лъэпщ Iэдэ
фольклор
зэрищIар» («Как Тлепш смастерил щипцы»).
«Нартхэ я гъубжэ» («Серп нартов»).
«Батэрэз
иныжьыр
иукIыу
Уэзырмэс
къызэрихьыжар» («Как Батараз сразил Иныжа и
вернул нартам Озермеса»).
Теория литературы:
18
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/
тест
прое
кт
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/
Кол-во
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы)
1
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/
1
2
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/
героический нартский эпос, композиция сказаний,
система
образов,
средства
художественной
выразительности
Итого:
Историческ
ие предания
Итого:
Кабардиночеркесская
литература
начала XX
века
Итого:
Подведение
итогов
первой
полугодии
Литература
о Великой
Отечественн
ой войне
2
2
Устное творчество, основанное на исторических
событиях: «Андемиркъан теухуа псалъэ» («Слово о
герое Андемиркане»), «Андемиркъан и къэхъукIамрэ
и япэ ежьэгъуэмрэ и хъыбар» («Предание о
происхождении Андемиркана и его первом
наездничестве»).
«Къэзанокъуэ Жэбагъы теухуа псалъэ» («Сказания о
мудреце Джабаги Казаноко»).
Сказание «Хэт мысэр» («Кто виновен?»)
2
4
А. А. Шогенцуков.
Рассказ «Хьэжыгъэ пут закъуэ» («Пуд муки»).
Поэма «ЩIымахуэ жэщ» («Зимняя ночь»).
К. Б. Дугужев.
Рассказ «Мырсыт» (кличка собаки).
Теория литературы:
главный герой произведения, сюжет, фабула, жанр
поэмы
Сочинение
2
Полугодовая контрольная работа (тестирование)
1
Г. М. Братов.
Рассказ «Замир» («Замир»).
М. М. Шибзухов.
Рассказ «НатIэху» («Белолобый»).
1.https://wordwall.net/ru/myactivities
2.http://book.cnppm.ru/
6
1
6
19
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
Б. К. Журтов.
Рассказ «Дадэ деж лъагъунлъагъу» («Посещение
дедушки»).
А. К. Шомахов.
Рассказ «ЗэкъуэшитI» («Два брата»)
Итого:
Литература А. П.Кешоков.
послевоенно Стихотворения «Гъуэгу къежьапIэ» («Начало пути»),
го времени
«Поэзие» («Поэзия»)
или «Пасэрей хабзэ» («Древний обычай»).
Б. Х. Кагермазов.
Стихотворение «ЗауэлIым и псылъэ» («Солдатская
фляжка»).
Б. К. Утижев.
Рассказ «Насыпыр щагуэшыр пщэдджыжьырщ»
(«Счастье раздают на рассвете»).
А. К. Сонов.
Стихотворения «Шагъдий» («Шагди»), «Налшык
паркым» («В парке Нальчика») на выбор.
Теория литературы:
cтихотворные размеры (стопа, ямб, хорей)
Итого:
Окружающи М. М. Кармоков.
й мир
Рассказ «Парий» (кличка собаки).
Б. Г. Тхамоков.
Рассказ «Лъэбыцэ» («Тлябица»).
С. Г Хахов.
Рассказы «Мэзым», «ЖыгитI» («В лесу», «Два
дерева»).
Л. М. Губжоков.
Стихотворения «Къуршхэр плъырщ» («Горы стоят на
6
4
4
4
20
.
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/
страже»),
дерево»)
Итого:
Литература
народов
России
Итого:
Произведен
ия
кабардиночеркесской
литературы
для
обзорного
изучения
«ГъуэгущхьэIу
жыг»
(«Придорожное
4
2
М. Ю. Лермонтов.
Поэма «Мцыри»
(в переводе Р. Х. Ацканова).
К. Ш. Кулиев.
Стихотворение «Анэ» («Мать»)
Сочинение
Итого:
Подведение
2
3
Дж. К. Хаупа.
Стихотворения «Музыкэ» («Музыка»), «Сыздэшэжи
къуажэм ущехыжкIэ…» («Возьми меня с собой в
аул…»).
Х. Х. Кауфов.
Очерк «Къанкъуэщыр уафэм хуэзыша дэкIуеипIэхэр»
(«Ступени, приведшие Канкошева в небо») из
документальной повести «Орел летит высоко».
С. Х. Жилетежев.
Рассказ «КIыгуугу лъэпкъыр зэрыкIуэдыжар» («Как
исчез род кукушек»).
Х. Я. Абитов.
Стихотворение
«Бгы
абрагъуэмрэ
джэдыкIэ
цIыкIумрэ» («Скала и маленькое яйцо»).
Теория
литературы:
лирический
герой,
патриотическая лирика, очерк, его отличие от
рассказа
Беседа
2
о
наиболее
значимых
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
3.https://wordwall.net/ru/myactivities
4.http://book.cnppm.ru/
1.https://learningapps.org/myapps.php
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
изученных
1
21
5
1
1.https://learningapps.org/myapps.php
итогов
произведениях. Образность кабардино-черкесской и
литературы.
Годовая контрольная работа / тестирование
2.https://www.jigsawplanet.com/Alakaeva
22
Список произведений, рекомендованных для внеклассного чтения и заучивания наизусть
5 класс
Для внеклассного чтения
Из адыгского устного народного творчества:
Сказание «Лашын» («Лашин»), сказка «Мыщэ и къуэ Батыр» («Батыр сын медведя»), сказка «Къарэлъакъуищ»
(«Трехногий вороной»), сказка «ТхьэкIумэкIыхь анэр, Бажэр, Дыгъужьыр» («Зайчиха, Лиса и Волк»).
Из кабардино-черкесской литературы:
Ацканов Р. Х. Стихотворения «Богат мой край счастливыми старцами…», «Мой добрый конь-хуара», «На горе»,
«Запах дыма очага».
А. де Сент-Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц».
Бажов П. П. Рассказ «Серебряная миска».
Бицуев A. M. Стихотворения «Земля родная», «Фотография», «Зов матери», «Мой край».
Губжоков Л. М. Стихотворения «Горный орел», «Сад свободы», «Жажду воды».
Гедгафов Б. М. Стихотворения «Не заставляйте плакать матерей», «Моя адыгская земля», «Даже если я на небесах…»,
«Ошхамахо».
Елгъэр К. М. Рассказ «Трудная ночь».
Кешоков А. П. Стихотворения «Если, мама, вспомнишь обо мне…», «Начало пути», «Даже если на твоей родине растет
только одно дерево…»; Поэма «Лисья гармошка».
Мисроков С. М. Рассказ «Близнецы».
23
Налоев А. Х. Рассказ «Дупло».
Налоев З. М. Рассказ «Единственный подвиг сына кузнеца».
Пачев Б. М. Стихотворения «Ветер несчастья», «Весна», «Для земли моей», «Старые люди добросердечны»,
«Обустройство мира – дело науки».
Теунов Х. И. Рассказ «Золотистое утро».
Ханфенов A. M. Рассказы «Мне нравится», «Осел и Волк».
Хахов С. Х. Рассказ «Новый директор».
Шекихачев Х. Т. Рассказ «Боксер».
Шортанов А. Т. Рассказ «Звезда героя».
Шогенцуков А. А. Стихи «Весна», «Осень», «Милосердие маленького Хасанша», «Хасанш – ученик».
Шогенцуков А. О. Стихотворения «Моя мама», «Добро», «Истина», «Одиноковое дерево»; Поэма «Песня Шагди».
Шомахов А. К. Стихотворения «Сажаем мы деревья», «Честь», «Добро», «Специалист».
Утижев Б. К. Стихотворения «Береза и дуб», «В мире чудес».
Для заучивания наизусть
Сказка «Приемный сын Иныжа» (можно заменить отрывками из других сказок).
Загадки и пословицы (на выбор обучающихся, но не менее пяти).
Кешоков А. П. Поэма «Эльбаздуко», первые 24 строчки.
Куашев Б. И. Стихотворение «Мой спутник».
Шогенцуков А. А. Стихотворение «Времена года» (одно стихотворение на выбор).
24
Бештоков Х. К. Стихотворение «Земля отцов».
Тхагазитов З. М. Стихотворение «Милосердие».
6 класс
Для внеклассного чтения
Из адыгского устного народного творчества:
Сказания о нартах «Нарт Бэдынокъуэрэ Иныжьымрэ» (Бадыноко и Иныж»), «Нартхэ я лэгъуп» («Котел нартов»).
Мифы народов мира.
Из кабардино-черкесской литературы:
Ахметов М. Х. Стихотворение «Жалоба осла».
Бемирзов М. Хь. Стихотворения «Обида», «Сила слова», «Дозорный».
Бештоков Х. К. Стихотворение «Скалы, когда гляжу из машины».
Бицуев А. М. Стихотворения «Искренние чувства», «Почетная обязанность», «Мама».
Гаунов Б. Х. Стихотворения «Начало весны», «Недоброжелателю».
Губжоков Л. И. Стихотворения «Земля отцов», «Адыгский костюм», «Моя земля – мой красивый цветок».
Куантов А. Т. «Андемиркан».
Кагермазов Б. Х. Стихотворения «Возраст орла», «Ледяная вершина», «Слово».
Кажаров П. Х. Стихотворения «Земля адыгов», «Красоте этого мира», «Солнце».
Мазихов Б. Б. Рассказы «Воспоминания», «Чужая бурка».
Тхагазитов З. М. Стихотворения «На весеннем лугу», «Ветер», «Время».
25
Ханфенов А. И. Стихотворения «Адыгский этикет», «Воспоминания», «Всадник поэзии».
Хахов С. Х. Стихотворения «Мой спутник», «Красивые цветы».
Шекихачев Х. Т. Отрывок из романа «Терек свидетельствует».
Шогенцуков Н. Х. Стихотворения «Кукла полевая», «Утренняя заря», «Земля дышит».
Для заучивания наизусть
Шогенцуков А.А. Поэма «Зимняя ночь» (отрывок по выбору обучающихся).
Братов Х. М. Рассказ «Замир» (отрывок по выбору обучающихся).
Кешоков А. П. Стихотворение «В начале пути».
Абитов Х. Я. Стихотворение «Скала и маленькое яйцо».
Губжоков Л. М. Стихотворение «Горы стоят на страже».
Сонов А. К. Стихотворение «Шагди».
ши», 30 строк.
26