«Родной (кабардино-черкесский) язык».
1.
Рабочая программа по учебному
предмету «Родной
(кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и родная литература»)
(далее сответственно - программа по родному (кабардиночеркесскому) языку, родной
(кабардино-черкесский) язык, кабардино-черкесский язык) разработана для обучающихся,
владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино-черкесскому) языку.
2.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (кабардиночеркесского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому)
языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на
уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год
обучения.
Пояснительная записка
4.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
В основе программы по родному (кабардино-черкесскому) языку лежит системнодеятельностный подход, являющийся методологией ФГОС ООО. Системнодеятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды
развития обучающихся в системе общего образования, их активную учебнопознавательную деятельность, построение образовательного процесса с учётом
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.
4.2.
В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому) языку выделяются
следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура речи, общие сведения о
языке (взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры кабардинцев и
черкесов, межкультурные и языковые взаимодействия с другими народами Российской
Федерации), разделы науки о языке (устройство языка и особенности функционирования
языковых единиц).
4.3.
Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено на достижение следующих
целей: воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность к
кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и других
народов Российской Федерации, формирование отношения к кабардино-черкесскому языку как к
духовному наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие;
формирование у обучающихся коммуникативных навыков, помогающих пользоваться
средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения с соблюдением норм
этикета;
ознакомление с языковой системой, формирование базовых лексических, грамматических,
стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков,
развитие способности обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке,
осуществлять поиск информации в различных источниках, передавать её в самостоятельно
созданных высказываниях.
4.4.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского)
языка, - 204 часов: в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в
9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
Содержание обучения в 7 классе.
Общие сведения о языке.
Кабардино-черкесский язык в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии:
значение и функции. Формулирование значения родного языка как государственного во
всех сферах жизнедеятельности республик. Определение значения и функций родного
языка.
Повторение изученного по морфологии и синтаксису.
Прямая и косвенная речь. Способ передачи чужой речи. Знаки препинания.
Монолог. Диалог.
7.2. Морфология.
Причастие: грамматическое значение, морфологические и синтаксические
признаки причастия. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме
будущего). Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и
падежам, согласование с существительным. Изменение причастия по времени.
Причастный оборот. Морфологический разбор.
Деепричастие: грамматическое значение, морфологические и синтаксические
признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Формы образования
деепричастия. Изменение деепричастия по времени. Деепричастный оборот.
Морфологический разбор.
Наречие: морфологические признаки и синтаксические функции наречия.
Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места,
времени, причины, цели. Степени сравнения наречий. Словообразование и правописание
наречий. Словообразование наречий путём перехода слов из одной
части речи в другую. Морфологический разбор.
Служебные части речи. Послелог. Союз. Частица. Междометия.
Понятие о послелоге. Назначение послелогов в речи. Разряды предлогов по
значению. Переход слов из самостоятельных частей речи в послелог.
Назначение союзов в речи: для связи однородных членов предложения, частей
сложных предложений и частей текста. Простые и составные союзы. Сочинительные
союзы, их группы по значению. Подчинительные союзы.
Морфологические признаки и синтаксические функции частиц. Правописание.
Морфологический разбор.
Основные функции междометий. Разряды междометий.
Звукоподражательные
слова.
Знаки
препинания
при
междометиях.
Морфологический и фонетический разбор служебных частей речи.
7.3.
Синтаксис и пунктуация.
Сложные предложения. Сложные предложения с союзами. Бессоюзные сложные
предложения. Синтаксический разбор.
7.4.
Речевая деятельность и культура речи.
Сочинение-рассуждение. Построение текста-рассуждения в различных стилях
речи. Изложение.
Виды диалога: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен
мнениями.
Защита проекта.
7.
7.1.
Содержание обучения в 8 классе.
Повторение. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Синтаксис.
Синтаксис и пунктуация.
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы
подчинительной связи.
8.3.
Словосочетание.
8.
8.1.
8.2.
Виды словосочетаний. Подчинительная связь. Согласование. Примыкание.
Управление.
Принципы пунктуации. Знаки препинания и их функции.
8.4.
Предложение.
Строение предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения
простые и сложные. Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении.
Логическое ударение. Речевой смысл и экспрессивные свойства предложения. Смысл
предложения и перифраз. Синтаксический разбор.
8.5.
Главные и второстепенные члены предложения.
Подлежащее. Способы его выражения. Основные типы сказуемого: простое
глагольное, составное глагольное, составное именное. Распространенные члены
предложения. Дополнение. Виды дополнений. Обособленные дополнения. Определение,
его основные значения. Обособленные определения. Приложение как вид определения.
Обособленные приложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств: места, времени.
Обстоятельство. Виды обстоятельств: цели и причины. Обстоятельство. Виды
обстоятельств: образа действия. Обособленные обстоятельства.
Основные виды односоставных предложений. Особенности использования
односоставных предложений в речи. Неполные предложения в речи. Строение и значение
неполных предложений. Тире в неполном предложении.
8.6.
Предложения с однородными членами.
Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по
значению. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания. Согласование однородных подлежащих по
лицам и числам со сказуемым.
8.7.
Предложения с обращениями, с вводными словами, словосочетаниями,
предложениями.
Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений.
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему
сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Предложения с
вводными словами. Вводные предложения. Знаки препинания в предложении с вводными
словами, словосочетаниями.
8.8.
Речевая деятельность и культура речи.
Сочинение-рассуждение. Изложение. Защита проекта
.
9.
Содержание обучения в 9 классе.
Повторение. Фонетика. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Устройство
речевого аппарата, способы образования звуков языка. Редукция гласных, ассимиляция
гласных и согласных звуков.
9.1. Сложное предложение.
Грамматическое сходство и различие простых, сложных предложений. Смысловое,
структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные виды сложных
предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.
Сложносочинённые предложения. Смысловые отношения между частями
сложносочинённого предложения. Значения сочинительных союзов и знаки препинания.
Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Синтаксический разбор.
Сложноподчинённые предложения. Строение сложноподчинённых предложений.
Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство
связи частей сложноподчинённого предложения. Указательные слова в главном
предложении. Виды придаточных предложений: подлежащные, дополнительные,
обстоятельственные. Запятая в сложноподчинённых предложениях с несколькими
придаточными.
Сложные бессоюзные предложения.
Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их
выражения. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Сложные предложения с разными видами связи. Запятая при стечении
сочинительных и подчинительных союзов.
Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
Лингвистические словари и справочная литература.
Повтор пройденных тем.
Правописание притяжательных местоимений с существительными. Правописание
личных префиксов с существительными. Правописание гласной буквы ы в префиксах и
основе слова.
Правописание префиксов зэ-, зы-. Правописание падежных окончаний.
Морфологический разбор слов.
Морфемный разбор слов.
Виды предложений (повествовательное, побудительное, вопросительное).
Образность и информативность фразеологических единиц.
9.2. Речевая деятельность и культура речи.
Сочинение-рассуждение. Изложение. Текст и его особенности. Разговорная речь,
язык художественной литературы и функциональные стили;
Ораторское искусство. Тема, цель. Материалы. Эссе. Цитаты, истории, интересные
факты. Выступление. Защита проекта.
10.
Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку на уровне основного общего образования
10.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1)
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных
на родном (кабардино-черкесском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней,
волонтёрство);
2)
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардино¬черкесского)
языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского)
языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России,
ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего
народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях,
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3)
духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4)
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах
искусства;
5)
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского
опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернетсреде;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь
на примеры из литературных произведений, написанных на родном (кабардиночеркесском) языке, сформированность навыков, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека; рефлексии
6)
трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания
и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей;умение рассказать о своих планах на будущее;
7)
экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы;повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические
8)
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
9)
адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
10.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности
10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать
существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно- следственных
связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и
достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования
(эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном
(кабардино-черкесском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержаниеблагожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных
действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации
и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть
трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности,
понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
11. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка.
11.1. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка.
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять значение и функции государственного языка и формулировать значение
родного языка в жизнедеятельности; проводить морфологический разбор;
определять главные и второстепенные члены предложения; определять способы
передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, слова автора;
соблюдать правила пунктуации при прямой и косвенной речи, цитировании;
распознавать в тексте чужую речь; вести диалог;
развивать собственную речь через сочинения: передавать свои воспоминания в
сочинениях-повествованиях, работать по картине (описать местность, портрет, действие),
размышлять по заданной проблемной теме и высказывать свои мнения в сочиненияхрассуждениях;
определять формы глагола: причастие и деепричастие;
определять общее грамматическое значение причастия, морфологические и
синтаксические признаки;
выделять признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме
будущего);
определять признаки прилагательного у причастия: изменение по родам,
числам и падежам, согласование с существительным; определять изменение
причастия по времени;
выделять признаки глагола у деепричастия;
определять формы образования деепричастия;
составлять предложения с деепричастиями;
выделять запятыми деепричастный оборот;
проводить морфологический разбор причастий и деепричастий;
формулировать понятие о наречии как части речи;
выделять основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и
степени, места, времени, причины, цели; подбирать степени сравнения наречий;
определять словообразование наречий, словообразование наречий путём перехода
слов из одной части речи в другую правописание наречий; проводить морфологический
разбор причастий и деепричастий; определять сложные предложения: союзные,
бессоюзные сложные предложения;
формулировать понятие о союзе, их назначении в речи, использовать союзы для
связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста;
выделять простые и составные союзы, сочинительные и подчинительные союзы;
формулировать понятие о частицах, её морфологические признаки и
синтаксические функции, правописание частиц; формулировать понятие о междометии;
определять основные функции междометий, разряды междометий, знаки
препинания при междометиях;
определять звукоподражательные слова;
проводить морфологический разбор подражательных слов, послелогов, частиц,
союзов.
11.2. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: определять самостоятельные и
служебные части речи; определять связь в словосочетаниях, выявлять главное слово;
выявлять речевой смысл и экспрессивные свойства предложения; выявлять виды
синтаксической связи; определять средства синтаксической связи; определять
подлежащее, способы его выражения;
определять сказуемое, основные типы сказуемого: простое глагольное, составное
глагольное, составное именное;
находить распространённые члены предложения; находить второстепенные члены
предложения; определять виды дополнений;
выделять определение, его основные значения, части речи, являющиеся
определениями в предложении и их синтаксические обороты, обособленные определения;
различать приложение как вид определения; расставлять знаки препинания в
приложении; выделять обособленные приложения;
определять основные значения и способы выражения обстоятельства, части речи,
являющиеся обстоятельствами в предложении и их синтаксические обороты, виды
обстоятельства: места, времени, цели и причины, образа действия; выделять
обособленные обстоятельства;
формулировать понятие об односоставных предложениях;
определять основные виды односоставных предложений по строению и значению:
определенно-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные, особенности
использования односоставных предложений в речи;выделять однородные члены
предложения, средства связи однородных членов;
расставлять знаки препинания и союзы при однородных членах;
определять их разряды по значению;
выделять обобщающие слова в предложениях с однородными членами, знаки
препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами;
определять роль обращения в речевом общении, этические нормы использования
обращений;
определять особенности выражения обращений в разговорной и художественной
речи;
выделять вводные слова (словосочетания) как средство выражения говорящего к
своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте;
конструировать предложения с вводными словами, употреблять вводные
предложения;
ставить знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями;
применять правила пунктуации: знаки препинания в осложнённом, сложном
предложении.
11.3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка.
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
давать характеристику фонетическому строю кабардино-черкесского языка;
проводить морфологический и синтаксический разбор; выявлять фонетические процессы;
определять значение слов с этнокультурным компонентом по словарю и по
контексту;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и другое.);
редактировать письменное речевое высказывание;
создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста;
выделять микротему текста;
определять тексты разговорного, научного, публицистического, официальноделового и художественного стилей;
различать особенности разговорной речи, языка художественной литературы и
функциональных стилей;
устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной
разновидности языка;
создавать письменные тексты разных стилей, жанров и типов речи: тезис, конспект,
реферат, эссе, рецензия, выступление, доклад;
определять грамматическое сходство и различие простых, сложных предложений;
определять смысловое, структурное и интонационное единство сложного
предложения;
выделять основные виды сложных предложений по характеру отношений
и средствам связи между их частями;
расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях;
определять строение сложноподчинённых предложений, главные и придаточные
предложения;
ставить интонацию: умение проводить логическую паузу, постановка логического
ударения замедлением, усилением, паузой до произнесения слова или после него;
подбирать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова;
определять указательные слова как средство связи частей сложноподчинённого
предложения;
определять виды придаточных предложений: подлежащные, дополнительные,
обстоятельственные;
ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими
придаточными;
определять значения сложных бессоюзных предложений интонационные средства
их выражения, знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях;
формулировать понятие о сложных предложениях с разными видами связи.
Тематическое планирование 7 класс Адыгэбзэ
№
Разделхэмрэ темэхэмрэ
Къызэра
пщытэ
бжыгъэ лэжьыгъ
р
эхэр
I
1.1
Адыгэ алфавит
Адыгэ алфавитым и тхыдэ
1
1
II
2.1
Яджам къытегъэзэжын
Фонетикэ.Графикэ.
Орфографиер къэпщытэжын
Псалъэ къэхъук1э.
Морфологие
2
2
III
3.1
3.2
3.3
Яджам къытегъэзэжын
Причастие
Деепричастие
Наречие
29
12
7
10
IV
Зи щхьэ хущымыт псалъэ
лъэпкъыгъуэхэр
Послелог
Союз
Частицэ
Междометие
16
Къэпщытэжыныгъэ
2
Диктантхэмрэ
изложенэхэмрэ
14
4.1
4.2
43
4.4
Сыхьэт
Практи
ческэ
Электронные(цифров
ые) образовательные
ресурсы
лэжьыг
ъэхэр
https://learningapps.org
/myapps.php
2.https://www.jigsawpl
anet.com/Alakaeva
3https://wordwall.net/r
u/myactivities
https://learningapps.org
/myapps.php
2.https://www.jigsawpl
anet.com/Alakaeva
3https://wordwall.net/r
u/myactivities
2
1
1
5
5
3
3
1https://learningapps.or
g/myapps.ph
2.https://www.jigsawpl
anet.com/Alakaeva
3https://wordwall.net/r
u/myactivities
1https://learningapps.or
g/myapps.ph
2.https://www.jigsawpl
anet.com/Alakaeva
3https://wordwall.net/r
u/myactivities
.https://wordwall.net/ru
/myactivities
14
4
68
Псори зэхэту сыхьэт
Тематическое планирование 8 класс Адыгэбзэ
Сыхьэт
Разделхэмрэ темэхэмрэ
Къызэра
пщытэ
бжыгъэ лэжьыгъ
р
эхэр
Яджар къэпщытэжын
3
№
I
Практи
ческэ
лэжьыг
ъэхэр
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1.https://learningapps.org
1.1
Фонетикэ.Лексикэ.Морфологие.
Орфографиер къэпщытэжын
3
II
Синтаксисымрэ
пунктуацэмрэ. Псальэ
6
2.1
2.2
зэпхар
Псальэ зэпхар псалъэухам
къызэрыщхьэщык1ыр
Псалъэ зэпхык1эхэр.
Зэк1уныгъэ
Зегъэк1уэныгъэ
Егъэщ1ыл1эныгъэ
Псалъэ зэпхар
зэпкърыхыныгъэ. Логическэ
ударенэ.
5
1
III
Псалъэуха къызэрыкIуэ
6
3.1
Зы пкъыгъуэ нэхъыщхьэ, пкъ.
нэхъыщхьитI зиIэ псалъэуха
Подлежащэмрэ сказуемэмрэ.
Сказуемэ къызэрыкIуэ, зэхэт
1
1
3.2
3.3
3.4
IV
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
V
5.1
Подлежащэм и къэкIуэкIэр
Псалъэухам и пкъыгъуэ
етIуанэхэр
Дополненэ
Определенэ
Приложенэ
Обстоятельствэхэр
Пкъыгъуэ нэхъыщхьит1ри
зи1э псалъэуха
зэрызэпкърахыр
Зы пкъыгъуэ нэхъыщхьэ зиIэ
псалъэуха
Зы пкъыгъуэ нэхъыщхьэ зиIэ
псалъэухахэм я къэкIуэк1эр
Щхьэ белджылы зиIэ ,Щхьэ
мыбелджылы зиIэ ,
Щхьэ зимыIэ .Ц1эи1уэ.
1
/myapps.php
2.https://www.jigsawplan
et.com/Alakae
3.https://wordwall.net/ru/
myactivities
1.https://learningapps.org
/myapps.php
2.https://www.jigsawplan
et.com/Alakae
3.https://wordwall.net/ru/
myactivities
2
2
8
1
1
1
4
1
7
7
1.https://learningapps.org
/myapps.php
2.https://www.jigsawplan
et.com/Alakae
3.https://wordwall.net/ru/
myactivities
1.https://learningapps.org
/myapps.php
2.https://www.jigsawplan
et.com/Alakae
3.https://wordwall.net/ru/
myactivities
1.https://learningapps.org
/myapps.php
2.https://www.jigsawplan
et.com/Alakae
3.https://wordwall.net/ru/
myactivities
Псалъэуха иримыкъухэр
VI
Псалъэухам и пкъыгъуэ
зэлъэпкъэгъухэр
8
1.https://learningapps.org
/myapps.php
6.1
6.2
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
VII
7.1
7.2
7.3
VIII
8.1
8.2
8.3
8.4
Пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэмкIэ
гурыIуэгъуэ. Определенэ
зэлъэпкъэгъу, зэмылъэпкъ.
Пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр,
зэрызэрапх союз, с\суф
КъызэщIэзыубыдэ псалъэ
Подлежащэ зэлъэпкъэгъухэм
сказуемэр бжыгъэкIэ зэрекIур
Сказуемэ зэлъэпкъэгъу зи1э
псалъэухам и к1уэц1к1э
подлежащэр зезыгъак1уэр
Псалъэухам хэт псалъэхэм я
зэкIэлъыкIуэкIэр
Къытегъэзэжыныгъэ
Псалъэухам грамматикэкIэ
емыпха псалъэхэр
Зэрызыхуагъазэ псалъэр, абы
щагъэув нагъыщэхэр
Вводнэ псалъэхэр, абы щагъэув
нагъыщэхэр
Къытегъэзэжыныгъэ
2
Псалъэухам и пкъыгъуэ
пыщхьэхукIахэр
Обстоятельствэ
пыщхьэхук1ахэр
Определенэ пыщхьэхук1ахэр
Дополненэ пыщхьэхукIахэр
Зыгъэтэмэм пкъыгъуэ
пыщхьэхукIахэр
8
Къэпщытэжыныгъэ
2
Диктантхэмрэ
изложенэхэмрэ
Псори зэхэту сыхьэт
12
2.https://www.jigsawplan
et.com/Alakae
3.https://wordwall.net/ru/
myactivities
2
2
1
1
1
1
1
4
1.https://learningapps.org
/myapps.php
2.https://www.jigsawplan
et.com/Alakae
3.https://wordwall.net/ru/
myactivities
1
2
1
1.https://learningapps.org
/myapps.php
2.https://www.jigsawplan
et.com/Alakae
3.https://wordwall.net/ru/
myactivities
3
3
1
1
1
.https://wordwall.net/ru
/myactivities
12
4
68
Тематическое планирование 9 класс Адыгэбзэ
№
Сыхь
эт
бжыг
ъэр
Разделхэмрэ темэхэмрэ
I
1.1
1.2
Яджар къэпщытэжын
Псалъэ зэпхахэр
Сказуемэ
2
2
Къызэр
апщыт
э
лэжьыг
ъэхэр
Пра
ктич
ескэ
лэж
ьыгъ
эхэр
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1.https://learningapps.org/
myapps.php
2.https://www.jigsawplane
t.com/Alakae
3.https://wordwall.net/ru/
myactivities
II
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Псалъэ занщ1эрэ зэдзэк1арэ
Псалъэ занщ1эр, нагъыщэ зэрагъ.
Диалог
Псалъэ занщ1эр зэдзэк1ам хуэгъ.
Цитатэ
Яджар къэпщытэжын
5
1
1
1
1
1
III
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Псалъэуха зэхэлъ
Псалъэуха зэхэлъ - зэгъусэхэр
Псалъэуха зэхэлъ - зэпхахэр
Псалъэуха гуэдзэмрэ причастнэ
оборотымрэ
Псалъэуха гуэдзэ л1эужьыгъуэ
Езыгъэбыдыл1э лэжьыгъэ
13
1
1
1
IV
4.1
Союзыншэ псалъэуха зэхэлъ
Союзыншэ псалъэуха зэхэлъ
7
7
V
Бзэм теухуауэ гурыIуэныгъэ
6
5.1
Бзэм и мыхьэнэмк1э
гуры1уэныгъэ
6
VI
Яджа псом щыщ къэпщытэжын
17
Яджа псом щыщ къэпщытэжын
17
Диктантхэмрэ изложенэхэмрэ
14
Псори зэхэту сыхьэт
68
1
1
9
1
2
14
4
1.https://learningapps.org/
myapps.php
2.https://www.jigsawplane
t.com/Alakae
3.https://wordwall.net/ru/
myactivities
1.https://learningapps.org/
myapps.php
2.https://www.jigsawplane
t.com/Alakae
3.https://wordwall.net/ru/
myactivities
1.https://learningapps.org/
myapps.php
2.https://www.jigsawplane
t.com/Alakae
3.https://wordwall.net/ru/
myactivities
1.https://learningapps.org/
myapps.php
2.https://www.jigsawplane
t.com/Alakae
3.https://wordwall.net/ru/
myactivities
1.https://learningapps.org/
myapps.php
2.https://www.jigsawplane
t.com/Alakae
3.https://wordwall.net/ru/
myactivities