.
.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО- БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УРВАНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МКОУ СОШ №2 с.п.СТАРЫЙ ЧЕРЕК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«История Кабардино-Балкарии»
в 8-9 классах
Учитель: Пшихопова Э.В.
с.п. Старый Черек 2023 г.
1.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса истории КБР для 8-9 класса составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ
Министерства образования Российской Федерации№1089от05.03.2004), Региональным
компонентом государственного стандарта общего образования по истории (истории КБР).
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана в 8 классе-34ч. в 9 классе-17ч.,
количество часов в неделю составляет 1 час в 8 классе и 0,5 в 9 классе.
Учебно – методический комплект
М.Д.Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9» Нальчик: Эльбрус, 2020г.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-показывать на карте стоянки первобытных людей каменного века, места их расселения;
-описывать природные условия Центрального Кавказа, образ жизни первобытных людей, их
орудия труда и занятия;
-описывать памятники первобытной религии и искусства нашего региона , рассказывать о
религиозных воззрениях предков кабардинцев (адыгов) и балкарцев;
-называть хронологические рамки основных периодов, даты важных событии древнейшей и
древней истории Кабардино-Балкарии;
-показывать на карте, описывать основные археологические культуры нашего региона,
сравнивать их;
-характеризовать основные этнические и миграционные процессы, протекавшие в данную
эпоху на территории Центрального Кавказа;
-рассказывать о взаимоотношениях народов, населявший данный регион в рассматриваемую
эпоху (торговые, хозяйственные и культурные связи, войн, нашествия, переселения народов);
-показывать на карте древнегреческие колонии, Синдику и Боспорское царство, расселения и
направления миграции народов Центрального Кавказа.
По истории Кабарды и Балкарии в IX-ХVв.в.:
-называть хронологические рамки истории средневековой Кабарды и Балкарии;
-показывать на карте расселение средневековых адыгов и балкарцев миграции других народов,
Тмутараканско княжества, генуэзские колонии;
-представлять жизнь и деятельность человека в средневековом
адыгском и балкарском
обществах;
-знать о развитии хозяйственной жизни в регионе и его особенностях в этот период, иметь
представление об аграрном производстве, формах землевладения у кабардинцев и балкарцев, •
натуральном хозяйстве, развитии ремесла и торговли;
-знать о своеобразии социально-экономического развития Кабарды и Балкарии
в эпоху
средневековья;
-характеризовать положение, развитие, быт различных социальных групп кабардинского и
балкарского обществ;
-иметь представление о религии средневековых кабардинцев и балкарцев;
-характеризовать развитие материальной и духовной культуры кабардинцев и балкарцев в
эпоху средневековья;
-иметь представление о взаимоотношениях народов, населявших Центральный Кавказ в эту
эпоху, о политике соседних держав в этом регионе
-знать основные события политической истории средневековой Кабарды и Балкарии.
По истории Кабарды и Балкарии в ХVII-ХVIII вв..
-показывать на карте расселение адыгских субэтносов, этапы включения Кабарды и Балкарии в
состав России;
-представлять изменение жизни людей, населявших регион в новое время; -представлять
положение основных социальных групп местного населения в новое время; -знать и
характеризовать основные события политической истории, называть основные даты
Метапредметные результаты:
-характеризовать основные причины, ход, итоги и последствия вхождения Кабарды и Балкарии
в состав России;
-понимать значение изменении в материальной и духовной культуре народов, населявших
регион в новое время, знать выдающихся представителей культуры Кабарды и Балкарии того
периода;
-знать основные причины, ход и результаты социальных выступлении в Кабарде и Балкарии в
новое время;
-уметь давать собственную интеграцию основным событиям эпохи.
По истории Кабарды и Балкарии ХIХ веке:
_ -уметь характеризовать основные события политической истории региона в данное время,
роль в них отдельных личностей;
-понимать значение изменении в материальной и духовной культуры народов Кавказа в
пореформенное время;
-представлять положение основных социальных групп Кабарды и Балкарии в рассматриваемую
эпоху;
-знать события Кавказской войны, уметь прослеживать причинно-следственную связь, давать
собственную оценку;
-формировать чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа.
Предметные результаты:
-выбор моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных
ценностей, с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственнополитической идентичности;
-вступления в диалог культур, проявление толерантности к представителям различных
этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;
-самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменности
.историческими источниками и устными свидетелями как формы самообразования;
самостоятельной интерпретации информации;
- объяснение уклада жизни своего города, поселка местности, участие в решении проблем
местного сообщества;
-анализа текущих событии, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших
событии и личностей;
-самоопределение, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.
Целями реализации регионального компонента по истории КБР являются: - воспитание
разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной,
знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в
системе ценностей и потребностях современной жизни; - формирование способности
выпускников
к
самостоятельному
жизненному
выбору,
самообразованию
и
самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального
своеобрази
- дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном,
природном, хозяйственном своеобразии родного края,
традициях
духовной
и
нравственной жизни, социальном опыте народа;
-сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов,
населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования
своей жизнедеятельности,
участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
-обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших
традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного
межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки
бесконфликтного поведения;
-способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения;
-помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать
им знания и умения для активного участия в ней, способствовать самоопределению,
формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества,
государства;
-пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности,
воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
-развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических
явлений и процессов на близком ярком материале;
-развивать творческие способности
обучающихся
на
основе,
поисковой,
исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории края;
-создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам
художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей
культуры;
-формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям
прошлого и настоящего.
Таким образом, в результате изучения истории Кабардино-Балкарии формируется целостный и
своеобразный исторический образ родного края на основе комплексного осмысления
региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии родного
края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании,
самоопределении и саморазвитии школьников.
3.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ VII. Кабарда и Балкария в начале XX в.
Тема 1. Проникновение в хозяйство капиталистических отношений.
Мелкая промышленность. Сдвиги в сельском хозяйстве. Развитие торговли. Разнообразие форм
эксплуатации трудящихся. Банки, кредитные учреждения. Углубление процесса развития
капиталистических отношении и расслоение деревни.
Тема 2. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно-демократическими
революциями. (1907-февраль 1917гг.) Первая мировая воина.
Волнение в Терско - Кубанском полку. Залимгери Керефов. Вооруженное восстание в Нальчике
в декабре 1905года. Крестьянские выступления в 1906 году. Итоги и уроки крестьянских
выступлении в 1905-1907 гг. в Кабарде и Балкарии. Политическая обстановка в России, в
Кабарде и Балкарии. Рост аграрных противоречии в Кабарде и Балкарии. Зольское восстание
кабардинских крестьян Черекское восстание балкарских крестьян. Кабарда и Балкария в период
первой мировой войны. Хозяйственная разруха. Углубление социальных противоречии.
Участие кабардинцев и балкарцев в войне.
Тема 3. Кабарда и Балкария в период февральской революции.
Революция в центре. Новые ораны власти. Создание в Нальчике и станице Прохладной первых
советов рабочих и солдатских депутатов.
Тема 4. Просвещение, наука и литература в Кабарде и Балкарии в конце ХIХв.-начале ХХв.
Просвещение. Развитие сети начальных министерских школ в селах Кабарды и Балкарии.
Первые учителя: К. Кудашев, И.Камаров, Увжуко и Карачай Блаевы, М.Энеев, Ахия
Джабоев,Т.Шертлоков и др. деятельность русских учителей Л. М. Кучмасова, А. Губернатором,
л.Н. Воробьевой, М. Варлыгина и др. Реальное училище. Просветители Кабарды и Балкарии.
Культурно-просветительные учреждения «Общество для распространения образования» среди
кабардинцев и балкарцев. Музейное и библиотечное дело. Создание типографии Измаилом
Урусбиевым. Любительский театр. Постановки пьесы Шеретлокова.
Мусульманские школы. Рост количества медресе. Открытие в 1913 году в Баксане А. Дымовым
МГуговым духовной семинарии. Создание Дымовым и Цаговым учебных пособии.
Деятельность баксанского мусульманского просветительного центра. Создание в 1917 году
братьями Дымовыми типографии и газеты «Адыгэ макъ» (Адыгский голос).
Развитие научно - просветительской мысли в конце ХIХ-начале XX века.
Исторические труды Э.М. Кудашева и М.К. Абаева. Фольклорные публикации П. Тамбиева, Т.
Кашежева и Урусбиевых Литература : Б. Пачев К. Мечиев.
РАЗДЕЛ VIII. Материальная культура и быт кабардинцев и балкарцев.
Материальная культура: поселения, усадьбы, жилища, башни, внутреннее убранство, одежда,
головные уборы, пища, транспорт, прикладное искусств, духовная культура, фольклор, песни,
танцы, религия. Общественный быт: взаимопомощь, гостеприимство. Форма бытования
некровного родства. Семейный быт: большая и малая семья, свадебные обряды, воспитание
детей Адыгский этикет. Балкарский адат.
РАЗДЕЛ IX. Кабарда и Балкария в 1917-1927 гг.
Тема 1. Кабарда и Балкария в 1917г.
Борьба за власть Советов. Обстановка после февральской буржуазно-демократической
революции. Провозглашение в Кабарде и Балкарии Советской власти. Первые преобразования в
социально-экономической и культурной сфере. Негативные явления в деятельности Советов.
Тема 2.Кабарда и Балкария в годы гражданской войны и иностранной интервенции.
Гражданская война: противостояние сторон. Действие Шкуро и Серебрякова Карательные
экспедиции отрядов Серебрякова и Чижокова. Выступления Бичерахова в Моздоке. Взятие
Нальчика отрядами Серебрякова (7 октября 1918г.). Действия шариатской колонны под
командованием Н.Катханова и балкарского полка под командованием К. Ульбашева.
Оккупация Кабарды и Балкарии войсками Деникина. Восстановление старых порядков.
Действия белогвардейцев. Развитие партизанского движения. Деятельность Т. Ахохова, Д.
Шекихачева, Н.Катханова, Б. Калмыкова, М. Энеева, Ю. Настуева, И. Осокина, С.Калабекова и
др. Восстановление Советской власти в Кабарде и Балкарии.
Тема 3. Кабардино-Балкария в первые годы НЭПа (1920-1927гп).
Образование Кабардино-Балкарской автономной области. Трудности и проблемы национальногосударственного строительства в нашем крае. Горская республика. Вьcеление Кабарды в
самостоятельную автономную область. Помощь правительства РСФСР Кабарде. Объединение
Кабарды и Балкарии в автономную область. Причины и значение. Восстановление народного
хозяйства. Последствия войны. Упадок экономики. Засухи 1921 и 1924 годов. Роль Нэпа в
возрождении хозяйства Укрепление крестьянских хозяйств. Помощь государства. Рост
производительности земледелия и скотоводства Восстановление и развитие промышленности.
Вовлечение женщин в Общественно-политическую жизнь.
РАЗДЕЛ X. Материальное благосостояние и культурный уровень населения. Политические
преобразования 1920-1941гг.
Тема 1. Социально - экономические и политические преобразования в Кабардино-Балкарии в
1928-1941 годах.
Становление тоталитарного режима, репрессии против крестьянства и национальной
интеллигенции. Развитие промышленности. Особенности индустриализации в КабардиноБалкарии. Трудности индустриализации в СССР и в Кабардино-Балкарии. Строительство в
Нальчике крупных промышленных предприятии (Баксанской ГЭС). Дорожно - мостовое
строительство. Подготовка национальных кадров рабочего класса. Трудности и ошибки.
Коллективизация сельского хозяйства. Кабардино-Балкарская деревня в конце 20-х -начале 30-х
годов. Чрезвычайные меры в ходе хлебозаготовки. Трудности коллективизации. Начало
свертывания НЭПа. Протесты против произвола. Баксанское событие в 1930 году.
Репрессивные меры. Нарушение принципа добровольности. Директивное планирование
колхозного производства. Завершение коллективизации. Извращения в колхозном
строительстве.
Тема 2 Состояние культуры в 20-30-е годы
Уровень жизни. Ликвидация безработицы. Образование новых населенных пунктов. Жилищное
строительство. Развитие здравоохранения. Оплата труда колхозников. Города и рабочие
поселки.
Народное образование Создание социальной письменности. Работа по ликвидации
неграмотности среди взрослого населения. Введение всеобщего обязательного начального
(1930-1931гг.) и с 1936- семилетнего образования. Среднее и высшее образование. Подготовка
национальных учительских кадров. Помощь ВУЗов Москвы, Ленинграда, Киева в подготовке
кадров. Трудности в развитии народного образования. Репрессии против передовых учителей.
Печать и радио. Газета «Красная Кабарда», «Карахалк», «Ленинский путь», «Ленин гъуэгу»,
«Ленин джол», «Социалистическая Кабардино-Балкария» (с 1927г.). Вступление в строй
радиостанции (11927г.). Создание Кабардино-Балкарского книжного издательтсва (1928г.).
Наука и литература. Создание Кабардино-Балкарского научно-исследовательского
строительства (1926г.), опытной станции (1927г.) и Союза писателей (1926г.). Развитие
литературы. Творчество Б. Пачева, К.Мечиева и А.Шогенцукова, А. Кешекова и К. Кулиева, К.
Отарова и А. Шортанова, Т. Борукаева, Д. Налоева, А. Будаева и др.
Культурно-просветительные учреждения и искусство. Кино. Клубы горянок. Библиотека.
Студия национального искусства (1933г.). Создание Кабардино-Балкарского государственного
ансамбля песни и танца. Симфонический оркестр. Детские музыкальные школы. Открытие
драматического театра (1937г.). Репрессии против работников культуры.
Тема 3. Образование Кабардино-Балкарской АССР.
Принятие Конституции 1936г. Преобразование Кабардино-Балкарской области в КабардиноБалкарскую Социалистическую республику. Негативные явления в общественно-политической
и культурной жизни Кабардино-Балкарии в конце 20-х 30-х годов. Отрицательные последствия
командно - административной системы для народов. Негативные явления и деформация
общества.
РАЗДЕЛ XI. Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны.
Тема 1. Начало войны, причины отступления Советской Армии. Вес для фронта, все для
победы! Трудящиеся республики - на защиту Родины. Формирование национальной 115-й
Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии. Ее участие в защите Ростовской области и в
Сталинградской битве. Перестройка народного хозяйства республики на военный лад. Помощь
фронту. Помощь раненым воинам, эвакуированному населению. Забота о семьях фронтовиков.
Эвакуация имущества. Кабардино-Балкария в период оборонительных боев. Нальчикская
оборонительная операция и причины ее неудачи.
Тема 2. Кабардино-Балкария в период фашистской оккупации.
Оккупационный режим. Ликвидация колхозов и совхозов. Расправа с активистами. Борьба
трудящихся в тылу врага. Партизанское движение ( командир отряда Г.М. Царапин, комиссар Ч
К.Кудаев). Отважные разведчики М.Куликова, М.Васильева, М. Мечукаев, Шаваев, Х.Алтудов,
Ш. Козуб идр. Уничтожение войсками НКВД балкарских сел Сауту и Глашево.
Освобождение Кабардино-Балкарии и начало восстановление народного хозяйства.
Освобождение республики от немцев в январе 1943 года. Начало восстановления
промышленных предприятии (Тырныаузский комбинат, гидротурбинный завод, Баксанская
ГЭС и др.). Восстановление культурных учреждений. Восстановление колхозов и совхозов.
Помощь Советского правительства в восстановлении народного хозяйства республики.
Тема 3. Сыны Кабардино-Балкарии в боях за Родину.
Участие воинов из Кабарды и Балкарии в оборонительных боях. Защитники Бреста,
Украинских городов. Сталинграда, Москвы, Ленинграда. Крупный флотоводец А.Головко.
Сыны Кабардино-Балкарии в наступательных боях. Участие воинов из Кабардино-Балкарии в
действиях партизанских отрядов Украины, Белоруссии и в Европейском сопротивлении. Герои
Отечественной войны из Кабардино-Балкарии.
Просчеты и ошибки. Ставки в руководстве военными действиями. Историческое значение
победы Советского народа в Великой Отечественной войне1941-1945гг.
РАЗДЕЛ XII. Насильственное выселение балкарцев. Восстановление автономии балкарского
народа.
Тема 1. Нарушение законности. Выселение балкарцев.
Материалы о выселении 70 тыс. карачаевцев, 37713 балкарцев, в бессрочную ссылку. Передача
Курпского района КБАССР Северной Осетии, Приэльбрусья - Грузинской ССР. Трудовой
вклад балкарцев в районах поселении.
Тема 2. Условия жизнедеятельности балкарцев в Средней Азии и Казахстане.
Режим для спецпереселенцев. Депортация как способ физического истребления этноса,
уничтожение культуры народа. Гуманизм и помощь народов Средней Азии и Казахстана
выселенным народом народам. Трудовое участие балкарцев в экономическом и социальном
развитии Казахстана и Киргизии.
РАЗДЕЛ ХIII. Кабардино-Балкария в 40-60-х гг.
Тема 1 Послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства.
Преодоление последствии войны. Послевоенная пятилетка. Засуха 1946 года и ее последствия
для развития сельского хозяйства. Эксплуатация колхозников. Промышленность. Трудовой
героизм рабочих и крестьян.
Развитие народного хозяйства Кабарды и Балкарии в середине 50-х середине 60-х годов.
Особенности развития промышленности. Строительство
Подготовка рабочих кадров. Изменение структуры промышленности. Положение в сельском
хозяйстве. Дальнейшее ограничение самостоятельности колхозов. Трудности и успехи.
Тема 2. XX съезд и первые мероприятия правительства СССР по реабилитации
репрессированных народов.
РАЗДЕЛ XIV. Развитие народного хозяйства в 60-80-х гг.
Тема 1. Апрельский пленум ЦК КПСС 1985г. Общественно-политическая жизнь.
Меры по оздоровлению социально-экономической ситуации в стране и республике. Проблемы
экологии и сохранения рекреационных ресурсов республики. Трудности развития экономики.
Проявления неформальных и общественно-политических организации. Выборы народных
депутатов и сессии Верховных Советов СССР, РСФСР и КБАССР. Декларация о
государственном суверенитете КБР. Распад СССР. Создание СНГ. Соглашения с соседними
республиками. Федеративный договор. Успехи и недостатки в демократизации общества.
Тема 2. Кабардино-Балкария в конце XX века. Проблемы развития национальных отношении в
Кабардино-Балкарии в 80-90-х годах.
Общественно-политические движения на современном этапе: «Хаса», «Славяне», «Тере»,
«Товуши», Корейское общество, Конгресс кабардинского народа, Национальный Совет
балкарского народа, Казачий круг, Конгресс русскоязычного населения. Возобновления
деятельности партии коммунистической ориентации. Перспективы экономического,
политического и культурного развития народов, проживающих на территории КабардиноБалкарской республики.
Возвращение балкарского народа в республики. Восстановление автономии балкарского
народа. Помощь государства в обустройстве балкарцев. Решение кадровых вопросов. Издание
произведений балкарских писателей. Возобновление работы балкарской группы, драмтеатра.
Проблемы возрождение культуры народа.
Тема 3. Улучшение материального положения народа.
Введение пенсионного обеспечения колхозников. Рост жилищного строительства и оплаты
труда колхозников. Общественная жизнь.
Тема 4. Успехи и трудности социально-экономического развития республики в середине 60-х середине 80-х.
Развитие отраслей промышленности. Восьмая пятилетка (1966 - 1970 гг.). Научно-технический
прогресс в промышленности. Рост численности рабочих. Научно-технические кадры.
Пополнение рабочего класса из кореной национальности.
Развитие сельскохозяйственного производства. Передовые колхозы - «Красная Нива»,
«Красный Кавказ», им. Шогенцукова, «Чегем», «Аргуцан». Герои труда К.Тарчоков,
Х..Хажметов, Ш. Муллаев, Х.Бгажноков, С. Атгоев, А Кудряшева.
Просчеты и достижения.
Темя 5. Закон ВС РСФСР от 26 апреля 1991г. «О реабилитации репрессированных народов».
Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 10 июня 1993 года
№546 «О социально-экономической поддержке балкарского народа».
Раздел XV. Развитие здравоохранения, туризма, спорта и культуры.
Тема 1. Здравоохранения, туризм и альпинизм, физкультура и спорт.
Тема 2. Народное образование. Реформа системы школьного образования. Состояние среднего
специального и высшего образования.
Тема 3. Развитие науки.
Достижения в развитии исторической науки. Кабардино-Балкарский госуниверсигет.
Агромелиоративный, научно-исследовательский и Высокогорный институты, Институты
кукурузы, искусства, Горного и предгорного садоводства, повышения квалификации,
прикладной математики информатики.
Тема 4. Литература и искусства
Писатели и поэты А. Кешоков - Герой Социалистического труда, К.Кулиев- лауреат Ленинской
премии, народный артист СССР и России - Ю.Темирканов.
Тема 5. Музыкальный и драматический театр.
Ансамбли песни и танца. Развитие интернациональных связей.
Тема 6. Периодическая печать.
Книжно-издательская деятельность. Газеты и журналы. Возникновение независимых издании.
Тема 7. Кабардино-Балкария на пороге XXI века: тенденции и перспективы развития
По истории Кабарды и Балкарии в IV-ХVв.в.:
-называть хронологические рамки истории средневековой Кабарды и Балкарии;
-показывать на карте расселение средневековых адыгов и балкарцев миграции других народов,
Тмутараканского княжеств, генуэзские колонии;
-представлять жизнь и деятельность человека в средневековом адыгском и балкарском
обществах;
-знать о развитии хозяйственной жизни в регионе и его особенностях в этот период, иметь
представление об аграрном производстве, формах землевладения у кабардинцев и балкарцев,
натуральном хозяйстве, развитии ремесла и торговли;
-знать о своеобразии социально-экономического развития Кабарды и Балкарии в эпоху
средневековья;
-характеризовать положение, развитие, быт различных социальных групп кабардинского и
балкарского обществ;
-иметь представление о религии средневековых кабардинцев и балкарцев;
-характеризовать развитие материальной и духовной культуры кабардинцев и балкарцев в
эпоху средневековья;
-иметь представление о взаимоотношениях народов, населявших Центральный Кавказ в эту
эпоху, о политике соседних держав в этом регионе
-знать основные события политической истории средневековой Кабарды и Балкарии.
По истории Кабарды и Балкарии в ХVI-ХVIIIв.в.
-показывать на карте расселение адыгских субэтносов, этапы включения Кабарды и Балкарии в
состав России; культурные связи, войн, нашествия, переселения народов);
-показывать на карте древнегреческие колонии, Синдику и Боспорское царство,
расселения и направления миграции народов Центрального Кавказа.
По истории Кабарды и Балкарии в IV-ХVв.в.:
-называть хронологические рамки истории средневековой Кабарды и Балкарии;
-показывать на карте расселение средневековых адыгов и балкарцев миграции других народов,
Тмутараканского княжеств, генуэзские колонии;
-представлять жизнь и деятельность человека в средневековом адыгском и балкарском
обществах;
-знать о развитии хозяйственной жизни в регионе и его особенностях в этот период, иметь
представление об аграрном производстве, формах землевладения у кабардинцев и балкарцев,
натуральном хозяйстве, развитии ремесла и торговли;
-знать о своеобразии социально-экономического развития Кабарды и Балкарии в эпоху
средневековья;
-характеризовать положение, развитие, быт различных социальных групп кабардинского и
балкарского обществ;
-иметь представление о религии средневековых кабардинцев и балкарцев;
-характеризовать развитие материальной и духовной культуры кабардинцев и балкарцев в
эпоху средневековья;
-иметь представление о взаимоотношениях народов, населявших Центральный Кавказ в эту
эпоху, о политике соседних держав в этом регионе
-знать основные события политической истории средневековой Кабарды и Балкарии.
По истории Кабарды и Балкарии в ХVI-ХVIIIв.в.
-показывать на карте расселение адыгских субэтносов, этапы включения Кабарды и Балкарии в
состав России;
-представлять изменение жизни людей, населявших регион в новое время;
-знать основные причины, ход и результаты социальных выступлении в Кабарде и Балкарии в
новое время;
-уметь давать собственную интеграцию основным событиям эпохи.
По истории Кабарды и Балкарии ХIX веке:
-уметь характеризовать основные события политической истории региона в данное время, роль в
них отдельных личностей;
-понимать значение изменении в материальной и духовной культуры народов Кавказа в
пореформенное время;
-представлять положение основных социальных групп Кабарды и Балкарии в рассматриваемую
эпоху;
-знать события Кавказской войны, уметь прослеживать причинно-следственную связь, давать
собственную оценку;
-формировать чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа.
По новейшей истории Кабарды и Балкарии: -знать периодизацию новейшей истории Кабарды и
Балкарии:
-представлять изменения в характере труда и образе жизни жителей Кабардино- Балкарии в XX
века;
-знать и характеризовать причины, ход и последствия возникновения государственности
(автономии) у кабардинцев и балкарцев,
-знать о развитии экономики Кабардино-Балкарии в новейшее время, характеризовать
достижения и просчеты этого развития;
-знать основные этапы и тенденции политической истории Кабардино-Балкарии в эту эпоху, ее
важнейшие события и видных деятелей;
-знать об участии жителей Кабардино-Балкарии в вооруженных конфликтах новейшего времени
и о ходе гражданской и Великой Отечественной войны: «Чеченской войны», конфликтах на
Кавказе;
-знать об основных тенденциях развития и достижениях научной и культурной жизни
Кабардино-Балкарии, знать выдающихся деятелей науки и культуры. Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими; -выбора
моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с
осознанием своей этнонациональной, региональной и государственно-политической
идентичности;
-вступления в диалог культур, проявление толерантности к представителям различных
этнических, конфессиональных, социальных групп населения края; -самостоятельной работы со
справочной и краеведческой литературой, письменности историческими источниками и
устными свидетелями как формы самообразования; -самостоятельной интерпретации
информации;
-объяснение уклада жизни своего города, поселка местности, участие в решении проблем
местного сообщества;
-анализа текущих событии, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших
событии и личностей; -самоопределение, выбора профиля образования и профессиональной
ориентации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 кл.
Содержание
№
п/
п
Кол-во
часов
Глава 1. Наш край в древности
Глава 2. Наш край в XIII-XV века
Глава 3. Кабарда и Балкария в XVI-XVIII века
Глава 4. Политическое положение Кабарды и Балкарии
в XVI- XVIII века
Глава 5. Кабарда и Балкария в первой половине XIX
века
Глава 6. Кабарда и Балкария в пореформенный период
ИТОГО:
2
3
4
5
6
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
темы
Содержание
7
4
2
7
7
7
34 ч
9 кл.
Кол-во часов
1
Кабарда и Балкария в начале XX в.
1,5
2
Материальная культура и быт кабардинцев и балкарцев.
1,5
3
Кабарда и Балкария в 1917-1927 гг.
1,5
4
Материальное благосостояние и культурный уровень
населения.
Политические преобразования 1920-1941гг
5
Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны.
6
Насильственное выселение балкарцев. Восстановление
автономии балкарского народа
7
Кабардино-Балкария в 40-60-х гг.
1,5
8
9
Развитие народного хозяйства в 60-80-х гг.
Развитие здравоохранения, туризма, спорта и культуры
1
4,5
ИТОГО:
17 ч
3
1,5
1