РП - Культура Народов КБР 11

Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской республики
Урванский муниципальный район
МКОУ СОШ №2 с.п. Старый Черек

Рабочая программа
по предмету
«Культура народов КБР»
для 11 класса

Учитель-Пшихопова Э.В.

с.п.Старый Черек 2023г.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Культура народов КБР» для 10-11х
классов
составлена
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования. Рабочая программа
ориентирована для изучения курса «Культура народов КБР» для 10-11классов,
Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев.
Надьчик«Эльбрус» 2020г.
Место предмета в учебном плане.
На изучение учебного курса «Культура народов КБР» в 11 классе 34 часа- 1
учебный час в неделю.
Учебно-методический комплект:
Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев 10-11класс.
Нальчик, 2020г.;
Аталиков В. М. Народная Культура народов Кабардино-Балкарии.
Карданова М.М, Раздайбеда А.А.,Шхагапсоева Ф.М.
.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:
 особенности культуры народов КБР, ее роль в мировой культуре; умение
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, применению различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
 умение получать назначение и функции различных социальных институтов;
 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Метапредметные результаты:
 проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
 критически анализировать источник исторической и культуроведческой
информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и
цели его создания);
 анализировать информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
 различать в исторической информации факты и мнения, исторические
описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные
связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых
исторических процессов и явлений;
 участвовать в дискуссиях по проблемам культуры народов КБР,
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя
для аргументации исторические сведения
Предметные результаты:
 представлять результаты изучения исторического материала в формах
конспекта,реферата, рецензии;
 использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности иповседневной жизни для:
 определения собственной позиции по отношению к явлениям
современной жизни,исходя из их исторической обусловленности;
 использования
навыков
исторического
анализа
при
критическом
восприятииполучаемой извне
социальной информации по культуре народов КБР;
 соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически
возникшимиформами социального поведения;
 осознания себя как представителя
исторически
сложившегося гражданского,этнокультурного, конфессионального
сообщества, гражданина России.

3. Содержание учебного предмета

1 класс (34ч)

Глава 4. Семейная культура. (9ч)
Большая и малая семья. Брачные запреты, сватание, калым, свадьба.
Обычаи и традиции связанные с браком у кабардинцев и балкарцев. Первое
возвращение невесты домой. Развод.
Ребенок и его имя. Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их
совершеннолетием: подвязывание копченного красного сыра, завязывание
ребенка в люльку,первый шаг ребенка, первое выпадение зуба.
Глава 5. Культура воспитания (10ч)
Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.
Трудовое воспитание. Военное воспитание.
Адыгский этикет. Этикет балкарцев. Уважительное отношение к
родителям. Уважительное отношение к старшим. Уважительное отношение к
женщине. Обычаи приветствий и прощаний. Благопожелания. Тосты и
застольный этикет.
Глава 6. Духовная культура кабардинцев и балкарцев.(15ч)
Что такое художественная культура. Устное народное творчество.
Фольклор кабардинцев: сказания, сказки, предания, нартский эпос.
Прикладное искусство. Танцы, танцевальный этикет. Игры кабардинцев и
балкарцев. Фольклор балкарцев. Художественная литература. Балкарские и
карачаевские писатели. Театр, театральное искусство. Народные певцы.
Прикладное искусство.
Кабардинский театр. Балкарский театр. Музыкальное искусство.
Что такое религия? Религия кабардинцев и балкарцев. Балкарский
пантеон. Традиционная доисламская религия кабардинцев и балкарцев.
Переход к исламу. Зарождение, становление, распространение ислама.
Течение.
Учение. Обряды. Праздники. Пост. Пророк Мухаммад. Похоронные
обряды. Некоторые обычаи связанные с похоронами. Народная медицина.
Народные целители. Лекарственные растения. Развития здравоохранения до
революции и на современном этапе.

Тематическое планирование 11класс
№
ТЕМЫ
п/п
1. Семейная культура.
2. Культура воспитания.
3. Духовная культура кабардинцев и
балкарцев.
Итого:

кол-во
часов
9
10
15
34


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».