Положение о наставничестве

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с.п. Старый Черек
Принято
на заседании
педагогического совета
протокол № 5
от 08.04.2024г.

«Утверждаю»
И.о.директора МКОУ СОШ №2
с.п. Старый Черек
_________________А.Х.Маремуков
Приказ № 25 от 08.04.2024г.

Положение о наставничестве
МКОУ СОШ №2 с.п.Старый Черек
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МКОУ СОШ №2
с.п.Старый Черек (далее - положение) разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение
постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года №
Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся
для организаций, осуществляющих деятельность по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
программам и программам среднего профессионального образования, в
том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
1.2. Целевая модель наставничества МКОУ СОШ №2 с.п.Старый Черек
(далее школа), осуществляющая образовательную деятельность по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях
достижения результатов федеральных и региональных проектов
"Современная
школа",
"Молодые
профессионалы
(Повышение
конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех
каждого ребенка" национального проекта" Образование".
1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и
наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками
образовательных отношений в деятельности наставничества.
2. Основные понятия и термины
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей
через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на
доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через
организацию работы наставнической пары или группы, участники

которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации,
определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих
их действий, направленный на организацию взаимоотношений
наставника и наставляемого в конкретных формах для получения
ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи,
приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий
успешный опыт в достижении жизненного, личностного и
профессионального результата, готовый и компетентный поделиться
опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки
процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6. Координатор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
программам, который отвечает за организацию программы
наставничества.
2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и
процессов, необходимых для реализации программ наставничества в
школе.
2.8. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает
эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и
поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует
обучающихся и педагогов).
2.9. Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их
родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены
стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно
действуют ради этой цели.
3.

Цели и задачи наставничества

3.1 Целью наставничества в школе является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для
успешной личной и профессиональной самореализации в современных
условиях неопределенности, а также создание условий для
формирования эффективной системы поддержки, самоопределения
и
профессиональной
ориентации
всех обучающихся,
педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней
образования и молодых специалистов.
3.2 Основными задачами школьного наставничества являются:
• разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения

•
•
•

•
•
•
•

целевой модели;
разработка и реализация программ наставничества;
улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность
по общеобразовательным программам;
подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, отличительными
особенностями которого являются нестабильность, неопределенность,
изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала
каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации
индивидуальной образовательной траектории;
создание психологически комфортной среды для развития и
повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся
в профессии педагогических кадров;
создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и
профессиональной деятельности;
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг
образовательной организации, способного на комплексную поддержку
ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские
отношения.

4. Планируемые результаты внедрения целевой модели
наставничества
4.1.измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной,
культурной, спортивной и других сферах;
4.2.рост числа обучающихся, прошедших профориентационные
мероприятия;
улучшение психологического климата в образовательной организации
как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное
с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных
коммуникаций на основе партнерства;
4.3.практическая реализация концепции построения индивидуальных
образовательных траекторий;
4.4.измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов
и сотрудников региональных предприятий и организаций, связанное с
развитием гибких навыков и метакомпетенций;
4.5.привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в
развитие инновационных образовательных и социальных программ субъекта
Российской Федерации и конкретных образовательных организаций
благодаря формированию устойчивых связей между образовательными
организациями и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и
сообщества благодарных выпускников.

5.Организационные основы наставничества
5.1 Школьное наставничество организуется на основании приказа директора
школы.
5.2 Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор,
заместитель директора школы по учебно – воспитательной работе.
5.3 Координатор целевой модели наставничества назначается приказом
директора школы.
5.4 Наставляемым могут быть обучающиеся:
• проявившие выдающиеся способности;
• демонстрирующие неудовлетворительные образовательные
результаты;
• с ограниченными возможностями здоровья;
• попавшие в трудную жизненную ситуацию;
• имеющие проблемы с поведением;
• не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
5.5 Наставляемыми могут быть педагоги:
• Молодые специалисты;
• находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости;
• находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
• желающие овладеть современными программами,
цифровыми навыками и т.д.
5.6 Наставниками могут быть:
• обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в
образовательных, спортивных, творческих и адаптационных
вопросах;
• педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании
личного педагогического опыта и создании продуктивной
педагогической атмосферы;
• родители обучающихся – активные участники родительских советов;
• выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
• сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих
кадров;
• успешные предприниматели
или
общественные
деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт;
• ветераны педагогического труда.
5.7 База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей
школы в целом и от потребностей участников
образовательных отношений: педагогов, учащихся и
их родителей
(законных представителей).
5.8Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на
добровольном согласии.
5.9Для участия в программе заполняются согласия на обработку

персональных данных от совершеннолетних участников программы и
согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних
наставляемых и наставников.
5.10 Формирование наставнических пар / групп осуществляется после
знакомства с программами наставничества.
5.11 Формирование наставнических пар / групп осуществляется на
добровольной основе и утверждается приказом директора школы.
5.12 С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется
договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.
6. Реализация целевой модели наставничества.
6.1Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных
потребностей
школы
в
целевой
модели
наставничества рассматриваются формы наставничества. (Например,
«Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик» и т.д.)
6.2Количество
встреч
наставник
и
наставляемый
определяют
самостоятельно при приведении встречи – планировании.
7. Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается
как система сбора, обработки, хранения и использования информации о
программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
•
•
•
•
•
•
•

8.Обязанности наставника
Знать требования законодательства в сфере образования,
ведомственных нормативных актов, Устава ОО, определяющих права и
обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и
определить векторы развития.
Формировать наставнические отношения в условиях доверия,
взаимообогащения и открытого диалога.
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но
обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний
наставляемого, и указывает на риски и противоречия.
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но
стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального
видения.

• Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку,
мотивирует, подталкивает и ободряет его.

• Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в
общественной
жизни
коллектива,
содействовать
развитию
общекультурного и профессионального кругозора
• Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета
о проделанной работе с предложениями и выводами.
•
•
•
•
•
•

9.Права наставника
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
Защищать профессиональную честь и достоинство.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку
его работы, давать по ним объяснения.
Проходить обучение с использованием федеральных программы,
программ Школы наставничества.
Получать психологическое сопровождение.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.

10.Обязанности наставляемого
• Знать требования законодательства в сфере образования,
ведомственных нормативных актов, Устава школы, определяющих
права и обязанности.
• Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

11.Права наставляемого
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
12.Механизмы мотивации и поощрения наставников
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций
наставников на школьном уровне.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.

• Предоставлять наставникам возможности принимать участие в
формировании предложений, касающихся развития школы.
13.Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников,
относятся:
• Положение о наставничестве в МКОУ СОШ №2 с.п.Старый Черек;
• Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества.


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».