Положение о безотметочном обучении в 1 классе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с.п. Старый Черек
Принято
на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 30.08.2024г.

«Утверждаю»
И.о.директора МКОУ СОШ №2
с.п. Старый Черек
_________________А.Х.Маремуков
Приказ № 78-ОД от 30.08.2024г.

Принято с учетом мнения
Совета родителей
(законных представителей) обучающихся
Протокол от 30.08.2024г. № 1
Принято с учетом мнения
Совета Обучающихся
Протокол от 30.08.2024 г.№ 1

Положение
о безотметочном обучении в 1 классе
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о безотметочном обучении в 1-х классах (далее – Положение) МКОУ
СОШ №2 с.п.Старый Черек разработано в соответствии с:
-Федеральным Законом Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
-Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3648-20,
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28;
-Инструктивным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» № 2021/11-13 от
25.09.2000 г.;
Уставом школы ОУ.
1.2. Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения в 1 классе
четырехлетней начальной школы.
1.3. Целью данного Положения является создание благоприятных условий для адаптации
ребенка в условиях ФГОС к школе, обеспечивающих его дальнейшее благополучное развитие,
обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений в
начальной школе.
1.4.Задачи:
- личностно ориентированное взаимодействие учителя и детей;
- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности
(сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
- учет индивидуальных способностей детей;
- развитие самостоятельности и активности детей;

- формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся.
3. Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в
условиях безотметочного обучения в соответствии с ФГОС.
3.1. В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается
использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки,
самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При
неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться
репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.
3.2. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников,
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп
деятельности и др.).
3.3. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение
сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями).
Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная)
самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы,
желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить.
Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки
устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и
регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать
становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное
обучение ребенка.
3.4. В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся.
Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года в день можно проводить не
более одной контрольной работы.
3.5. При обучении чтению категорически запрещается проверка скорости чтения в течение всего
первого года и определения средней скорости по классу. Динамику формирования навыка
чтения можно проанализировать, сравнивая скорость чтения одного и того же ребенка в течение
учебного года, не сравнивая со скоростью других детей.
3.6. В первом классе домашние задания не задаются.
3.7. Безотметочное обучение устанавливается в 1 классе в течение всего учебного года.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
4.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений первоклассников предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает
сравнения его с другими детьми.
4.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
• стартовые и итоговые проверочные работы;
• тестовые диагностические работы;
• текущие проверочные работы;
• «портфолио» ученика.
4.3. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный
уровень знаний, необходимый для обучения, а также “зону ближайшего развития предметных
знаний”, организовать коррекционную работу в “зоне актуальных знаний”.
4.4. Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания,
направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть
учащимся в рамках данной учебной задачи.
4.5. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения
следующей на этапе решения частных задач.
4.6. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы
учебного периода.

4.7. “Портфолио” ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые
могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие
прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности
ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из
дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.
4.8. Динамика обученности обучающихся фиксируется учителем.
5. Ведение документации.
5.1 Документация учителя:
5.1.1 По каждому предмету составляется программа, которая является основой планирования
педагогической деятельности учителя.
5.1.2 Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно
программе. Отметки в 1 классе в классный журнал не выставляются.
5.1.3 Для того, чтобы правильно оценить работу каждого ученика в конце года, учитель ведет
систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в
основные требования программы по каждому учебному предмету и заносит результаты в
портфолио ученика.
5.1.4 В конце учебного года учитель составляет содержательный анализ своей педагогической
деятельности, учитывая следующее:
-динамику развития обучающихся за учебный период;
- уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам;
- уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности обучающихся;
- сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей;
- выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению..
5.2 Администрация школы:
5.2.1 В своей деятельности администрация школы использует для анализа все необходимые
материалы учителей, обучающихся и психолога (классный журнал, содержательный анализ
педагогической деятельности учителя за год, анализ проверочных и контрольных работ,
тетради обучающихся, результаты психолого-педагогической диагностики) для создания
целостной картины учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
5.2.2 Все материалы, получаемые от участников учебного процесса, администрация
классифицирует, используя информационные технологии, с целью определения динамики в
развитии и образовании обучающихся в течение первого класса.
5.2.3 По итогам года на основе получаемых материалов от учителей администрация проводит
анализ работы педагогического коллектива, определяя "проблемные" места, достижения и
трудности как обучающихся, так и учителей, и на их основе определяет стратегические задачи
на последующий год обучения.
6. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности
6.1 Между учителями, учащимися, родителями обучающихся и администрацией школы в
рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество. Каждый
из участников такого сотрудничества имеет право прежде всего на самооценку своей
деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта
деятельности другим.
6.2 Права и обязанности обучающихся.
6.2.1. Учащиеся имеют право:
- на собственную оценку своих достижений и трудностей;
- на оценку своей работы учителем;
- на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;
- на ошибку и время для ее ликвидации;
- на участие в разработке критериев оценивания своей работы;

- на самостоятельный выбор уровня сложности проверочных заданий;
- на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности.
6.2.2Учащиеся обязаны:
- по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
- осваивать способы осуществления контроля и оценки;
- иметь рабочие тетради, тетради для контрольных работ, в которых отражается контрольнооценочная деятельность ученика.
6.3 Права и обязанности учителя
6.3.1. Учитель имеет право:
- иметь свое оценочное суждение по поводу работы обучающихся;
- самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений
обучающихся.
6.3.2. Учитель обязан:
- соблюдать основные Положения безотметочного обучения;
- соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучающихся;
- работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки;
- оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но также уровень развития и
степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью
способов качественного оценивания;
- фиксировать динамику развития и обученности ученика только относительно его
собственных возможностей и достижений;
- доводить до сведения родителей достижения и успехи обучающихся.
6.4. Права и обязанности родителей
6.4.1. Родитель имеет право:
- знать о принципах и способах оценивания достижений в данной школе;
- получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка;
- получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в
обучении своего ребенка.
6.4.2. Родитель обязан:
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель
сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская работа по
оказанию помощи в образовании их детей.
7. Ответственность сторон.
7.1 Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного
Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи начальной школы становления учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников.
7.2 При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебновоспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с
целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядком.


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».